Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 9
Время нашей записи уже перевалило за две недели, а до конца было еще
довольно далеко. Витька наконец решил, какие песни точно должны войти
в альбом, и насчитал четырнадцать штук, а записано было еще только семь
или восемь. Мы писали по новому методу Тропилло - блоками, по несколько
песен, доводя работу над ними до полного завершения - с голосом, подпевками
и всем остальным. И вдруг мы спохватились - меньше недели оставалось до
нашего первого рок-клубовского концерта. Пора уже было что-то решать с
составом, и главный вопрос вставал о барабанах - кто за ними будет сидеть?
Фан сказал, что он может смело поиграть на бас-гитаре - он уже успел выучить
все песни, пока мучился с драм-машиной в аппаратной Тропилло, а Б.Г. предложил:
- А почему бы вам не использовать драм-машину и на концерте? Это будет
очень необычно и очень здорово.
- А как это сделать? Ее же нужно на каждую вещь перестраивать, - засомневался
Витька, но не отверг эту идею.
- А мы запишем ее на магнитофон, - сказал я. - И будем работать под фонограмму.
На том и порешили. Можно смело сказать, что "Кино" было первой
группой в Ленинграде, использовавшей на сцене фонограмму с записью драм-машины,
- шел 1982 год, и о таких технических новшествах никто еще не думал.
Тут же в студии мы произвели запись драм-машины - выбрали семь наиболее
боевых песен, и Фан перенес пшиканье и бульканье ритм-бокса на магнитофонную
ленту, скорость 19,5. Итак, теперь у нас были уже барабаны, две гитары
и бас. Дюша предложил попеть на концерте бэквокал и поиграть на рояле
для большей плотности звука, и мы с Витькой поддержали эту идею. Однако
нужно было порепетировать, хоть несколько раз всем вместе прогнать программу
на хорошем громком звуке, выяснить чисто акустические нюансы и так далее.
И Борис предложил собраться на следующий день в Доме культуры имени Цюрюпы
- кто-то из "Аквариума" был оформлен там на полставки руководителем
местного какого-то вокально-инструментального ансамбля и имел, соответственно,
право пользоваться комнатой, где стоял комплект аппаратуры советского
производства, и далеко не первой свежести, но раздолбанные усилители еще
могли кое-как усилить, колонки еще держались в положении "стоя"
и выдавливали из себя звук, были микрофоны, стойки для них, и никто не
мешал там грохотать и орать, насилуя все это барахло.
Мы с Витькой обменялись опытом - ранним утром следующего дня я пошел к
врачу, начал кашлять и чихать, жалостливо говорить доброму доктору, что
такого плохого самочувствия, как сегодняшней ночью, у меня еще никогда
не было, а на работе у меня страшные сквозняки, и что все это просто невыносимо,
и мне кажется, что у меня воспаление легких. Добрый доктор послушал меня
через трубочку и выписал больничный лист на три дня, сказав, чтобы больше
он меня не видел.
Витька же долго плакал у себя в училище, говоря, что у него сейчас такие
чудовищные семейные обстоятельства, что он никак не может с полной отдачей
резать по дереву, и тоже получил разрешение несколько дней не посещать
занятия и уладить за это время семейные проблемы.
В этот же день, в полдень мы встретились у пивного ларька неподалеку от
Балтийского вокзала. Дюша нас уже ждал, чтобы проводить до места, где
была назначена репетиция. Увидев нас и поздоровавшись, он сказал, что
мы молодцы, что пришли вовремя и что можно не торопиться - мол, репетиция
никуда не убежит, и кивнул на полочку, которая опоясывала пивной ларек
на уровне человеческой груди. Полочка была густо уставлена пивными кружками
с шапками белой пены, так Дюша загодя позаботился о молодых музыкантах.
- Пиво - это наше все, - сказал Дюша, выпив первую кружку одним большим
глотком.
Через полчаса мы разобрались с пивом и отправились, наконец, репетировать.
Едва мы вышли к Обводному каналу, как Дюша вдруг так страшно захохотал,
что нам пришлось остановиться и ждать, когда приступ закончится. Отсмеявшись
и утерев слезы, Дюша обратился к нам:
- Мужики, посмотрите-ка, - и показал рукой куда-то вперед и вверх. Мы
посмотрели в указанном направлении и увидели собственно Дом культуры,
куда мы и направились.
- Ну и что? - спросили мы у Дюши.
- Посмотрите выше, - ответил он снова, начиная давиться от смеха. Мы посмотрели
выше часть Дома культуры загораживало здание, которое мы еще не до конца
обошли, и его угол, а также косые линии проводов электропередачи заслоняли
маленькие буковки на крыше - "Дом культуры им. ...", а крупно
выделялась только оставшаяся часть - "АД ЦЮРЮПЫ".
- Ад Цюрюпы, - я засмеялся. - Отличное место для рокеров. То, что надо.
На третьем этаже Ада Цюрюпы в просторной светлой комнате сидела группа
"Аквариум" и в ожидании нас тихо-мирно пила портвейн. У группы
"Кино" тоже было кое-что припасено, и репетиция удалась на славу.
За день до концерта всех, кто должен был играть, собрали в рок-клубе
для инструктажа. Инструктаж заключался в основном в перечислении страшных
кар, которым мы можем подвергнуться, если вдруг неожиданно захотим исполнить
какую-нибудь не залитованную или не заявленную заранее песню. Выслушав
все эти угрозы, под завязку мы получили приказ руководства - быть завтра
в клубе никак не позже семи утра для того, чтобы куда-то поехать за аппаратурой,
погрузить, привезти и разгрузить ее в клубе и помочь готовить зал к концерту
всем, кому только потребуется ка-кая-либо помощь, - от сантехников до
контролеров, проверяющих билеты.
Солнечным воскресным утром редкие прохожие, по какой-то нужде случившиеся
в выходной день в такую рань на улице, могли наблюдать двух молодых людей,
печально околачивающихся возле запертых дверей Дома народного творчества.
Этими энтузиастами народного творчества были, разумеется, мы с Витькой
- никого из присутствовавших на вчерашнем инструктаже, включая и самих
инструкторов, не было и в помине. Мы притащили с собой гитары, магнитофон
для фонограммы и огромную сумку с нашими сценическими костюмами, стояли
теперь со всем этим добром на пустынной улице Рубинштейна и "ждали
свежих новостей".
Когда в одном из открытых окон проникало радио и сообщило, что в Москве
сейчас девять утра, мы, устав ждать неизвестно чего, отправившись к пивному
ларьку и немного подняли там свое упавшее было настроение. Вернувшись
на назначенное для встречи место, мы обнаружили, что двери нашего Дома
открыты, вошли внутрь и поднялись по лестнице к кабинету-штабу рок-клуба.
В кабинете сидела Таня Иванова.
- А-а, пришли, ребята? Ну, молодцы. Подождите немного, сейчас все соберутся
и начнем...
Ругаться не хотелось, мы оставили наши вещи в кабинете у Тани и снова
вышли на улицу.
Постепенно собирались все принимающие участие в концерте: приехал Жак
Волощук, главный человек по вопросам аппарата и самый, пожалуй, ответственный
человек в клубе, подъезжали потихоньку музыканты - мы со всеми вежливо
здоровались, но в клуб не шли - обойдутся ТАМ и без нас, решили мы. В
семь утра мы бы еще чем-нибудь и помогли, но сейчас, проболтавшись почти
четыре часа по улице, нам уже не хотелось ничего таскать и подключать.
Ведь впереди, собственно, был еще концерт, и мы предпочли не нервничать
лишний раз и грелись на солнышке, морально и физически готовясь к выступлению.
Аппаратуру привезли ее владельцы без всякой посторонней помощи, они никому
не доверяли прикасаться своими руками к собранным усилителям и колонкам,
и теперь таскали ее из автобуса в клуб - незнакомые нам длинноволосые
люди с мрачными лицами. Позже выяснилось, что это те самые зубры хард-рока,
что завершали сегодняшний концерт. Приехала Марьяша с коробочками грима,
и мы поднялись на второй этаж в отведенную для нас гримерку, потом притащили
туда все наше добро из Таниного кабинета и начали готовиться к выходу
на сцену - до начала действа оставался один час.
Все праздношатающиеся за кулисами юноши и девушки, музыканты и их поклонники
и поклонницы сбежались к нашей гримерке и, заглядывая в дверь, подсматривали,
как и во что мы наряжаемся для нашего первого шоу.
В те годы понятие о шоу на рок-концерте и о сценических костюмах было
абсолютно конкретным, и мало кто отваживался отступить от канонов, определяющих
поведение рок-группы на сцене и ее внешний вид. Внешний вид - длинные
волосы, джинсово-рвано-заплатно-просторные одежды, или широкие белые рубахи,
приталенные, разумеется, - довольно известный стандарт семидесятых переполз
и в восьмидесятые. Рокеры вообще, в массе, не отличаются гибкостью и быстротой
мышления, и в их костюмах это было тогда очень заметно, как, впрочем,
и сейчас. Сценическое шоу заключалось, в основном в принимании певцом
вычурных "красивых" поз, а поскольку специально заниматься пластикой
рокеры считали ниже своего рокерского достоинства, то эти позы, порой,
получались очень неплохими - стремясь сделать "красиво", неуклюжие
волосатые парни иногда двигались настолько забавно, что с профессиональной,
в смысле пластики, точки зрения, это было очень неплохо. В целом же все
выглядело неталантливой пародией на западные группы среднего уровня, знакомые
только по фотографиям и записям пластинок. Ну и, конечно, апогеем шоу
для всякой хоть немного уважающей себя группы было падение гитариста на
колени в особо патетических местах и игра на гитаре в этом положении,
прогнувшись в спине, и с головой, закинутой назад. Особый попе был, если
длинные волосы гитариста при этом доставали до пола. Кое-кто накладывал
и грим на свои бледные лица, но ежели уж до такого доходило, то непременно
за образец бралась группа "Кисс", и никаких других вольностей
никто себе не позволял.
И вот теперь, привыкшие ко всему этому безобразию, фаны самопальных рокешников
с удивлением взирали на Цоя, на его кружева, кольца с поддельными бриллиантами,
на вышитую псевдозолотом жилетку, на его аккуратный и изысканный грим,
совершенно непохожий на грубо размалеванные рожи хард-рокеров, и на Франкенштейна,
в которого Марьяша превратила меня с помощью грима, лака для волос и объединенных
гардеробов ТЮЗа и Госцирка.
- Мудаки какие-то, - говорили, кивая в нашу сторону, особенно принципиальные
хард-рокеры и заглядывали в соседнюю дверь. Соседняя дверь вдруг резко
открылась, оттеснив любопытных к стене коридора, и из дверного проема
гуськом, глядя друг другу в затылок, вышла бодрыми деловыми шагами группа
под управлением Александра Давыдова - все, как один, в аккуратненьких
голубеньких рубашечках, темненьких узеньких галстучках и в черных очечках.
Группа направилась к роялю и, обступив его, по команде Давыдова, начала
распеваться гаммой до-мажор. Это уже было совсем против правил, установленных
здесь любителями "тяжеляка", и подрывало основы и престиж "настоящего
нашего рока, который в кайф" так, что хард-рокеры, обозвав новоявленных
певцов "эстрадой сопливой", забились в маленький загаженный
туалет и закурили там папиросы с марихуаной. "Бу-бу-бу", - неслось
оттуда еще долго, - "Не в кайф... не по кайфу... найтать... ништяк...
в кайф..."
Пришел Коля Михайлов и сказал, что через десять минут мы должны начинать.
Все было готово, и все были в сборе - Борис уже сидел в углу сцены с настроенным
магнитофоном и заряженной фонограммой, Фан был готов к бою и стоял за
левой кулисой с бас-гитарой, Дюша в плаще и широкополой шляпе шевелил
пальцами, готовясь наброситься на рояль, и мы с Витькой, завершив последние
приготовления, подошли к выходу на сцену, потом, заметив, что занавес
опущен, вышли и спрятались за колонками.
Поднялся занавес, и вышел на авансцену Коля Михайлов, исполняющий обязанности
конферансье. "Молодая группа... первый раз у нас... будем снисходительны...
"Кино"...", - так он говорил с залом минуты три, потом
повернулся и ушел за кулису. В ту же секунду за этой кулисой раздался
дикий, нечеловеческий, страшно громкий вопль: "А-а-а-а!!!...".
Это была моя режиссерская находка. В зале засмеялись. Орал за кулисой
Дюша - у него был очень сильный высокий голос и достаточно большие легкие,
так что, продолжая страшно орать, он медленно вышел на всеобщее обозрение,
прошел по авансцене к роялю и, еще стоя, крича и вращая глазами, ударил
по клавишам. В этот момент Борис точно включил фонограмму, я, Витька и
Фан появились на сцене из-за колонок и заиграли самую тяжелую и мощную
вещь из тогдашнего репертуара:
"Вечер наступает медленнее, чем всегда.
Утром ночь догорает как звезда.
Я начинаю день, я кончаю ночь.
Двадцать четыре круга - прочь,
Двадцать четыре круга - прочь,
Я - асфальт!
Я написал письмо от себя себе,
Я получил чистый лист, он зовет к тебе.
Я не знаю, кто из вас может мне помочь.
Двадцать четыре круга - прочь,
Двадцать четыре круга - прочь,
Я - асфальт.
Я - свой сын, свой отец, свой друг, свой враг.
Я боюсь сделать этот последний шаг.
Уходи, день, уходи, уходи в ночь!
Двадцать четыре круга - прочь,
Двадцать четыре круга - прочь,
Двадцать четыре круга - прочь,
Я - асфальт!.."
Тридцать положенных нам минут мы работали как заведенные. Перерывы между
барабанными партиями песен на фонограмме составляли в среднем семь - восемь
секунд, а Борис не останавливал фонограмму, боясь выбить нас из колеи.
И правильно делал - концерт прошел на одном дыхании. Зал, правда, по-моему,
совершенно не понял сначала, что вообще происходит на сцене, - настолько
группа "Кино" была непохожа на привычные ленинградские команды.
Потом, где-то с середины нашего выступления, зал все-таки очнулся от столбняка
и начал реагировать на наше безумство. Мы отчетливо слышали из темной
глубины вопли нашего официального фана Владика Шебашова - "Рыба,
давай!!! Цой, давай!!!" и одобрительные хлопки примерно половины
зала. Остальная половина крепко уважала традиционный рок и была более
сдержана в выражении восторга новой группе, но, как я понял, особенной
неприязни мы у большинства слушателей не вызвали.
Фонограмма барабанов к заключительной песне "Когда-то ты был битником"
была записана с большим запасом - мы планировали устроить небольшой джем,
что и проделали не без успеха. Борис оставил исправно работающий магнитофон,
схватил припрятанный в укромном уголке барабан, с какими ходят по улицам
духовые оркестры, и с этим огромным чудовищем на животе, полуголый, в
шляпе и черных очках торжественно вышел на сцену, колотя по барабану изо
всех сил, помогая драм-машине. С другой стороны сцены внезапным скоком
выпрыгнул молодой и энергичный Майк с гитарой "Музима" наперевес
и принялся запиливать параллельно со мной лихое соло а-ля Чак Берри, и,
наконец, сшибая толпившихся за кулисами юношей и девушек, мощный, словно
баллистическая ракета, вылетел в центр сцены наш старый приятель Монозуб
(он же Панкер). В развевающейся огромной клетчатой рубахе, узеньких черных
очечках на квадратном лице и с еще непривычным для тех лет на рок-сцене
саксофоном в руках, он был просто страшен. К тому времени Панкер оставил
свою мечту стать барабанщиком и поменял ударную установку на саксофон,
решив попробовать овладеть теперь этим инструментом. К моменту своего
сценического дебюта он еще не освоил сакс, и извлечь из него какие-нибудь
звуки был не в силах. Но оказавшись на сцене в разгар концерта (сзади
- мы с Цоем, по левую руку - Б.Г. и Фан, по правую - Майк и Дюша), он
увидел, что все пути к отступлению отрезаны, и так отчаянно дунул в блестящую
трубку, что неожиданно для нас и самого себя саксофон заревел пронзительно
чистой нотой ми. В зале от души веселились - такого энергичного задорного
зрелища на рок-клубовской сцене еще не было. На подпольных сэйшенах случалось
и покруче, но в строгом официальном клубе - нет.
Мы закончили, поклонились и с достоинством пошли в свою гримерную, услышав,
как Коля Михайлов, выйдя на сцену, чтобы представить следующую группу,
растерянно сказал:
- Группа "Кино" показала нам кино...
- Таня Иванова вас убьет, - этими словами встретила нас Марьяша на пути
к гримерке.
- Ну, вам дадут сейчас за такое бесчинство! - говорили знакомые и друзья,
которые пришли за кулисы поздравить нас с дебютом. Но никто ничего такого
нам не дал - улыбающаяся Таня Иванова продралась к нам сквозь толпу и,
сияя, сказала, что мы молодцы и что она не ожидала такого веселого и бодрого
выступления. И вновь, как и год назад в Москве, я подумал: "Никогда
не угадаешь, что человеку нужно...".
Пока мы разгримировывались, принимали поздравления и переодевались, следующая
за нами группа уже отыграла свои полчаса, и начала первое свое выступление
команда Давыдова.
Мы с Витькой вышли в зал послушать и посмотреть на этих ребят - внешний
вид группы делал заявку на хорошую музыку, так и вышло. Группа играла
настоящую хорошую волну, ска, правильно пела в два, иногда в три голоса,
была энергична, мелодична, напориста и современна. Дослушивать следующий
коллектив - зубров хард-рока мы не стали, снова оказались в гримерке,
и перед нами вырос маленького роста, но удивительно широкий в кости и
крепкий бородач.
- Пошли ко мне в гости на Фонтанку - тут рядом, - пригласил он нас. Мы
спросили у неизвестного, кто еще приглашен, и выяснили, что Костя Хацкилевич,
так звали этого симпатичного мужика, ждет только нас и группу Давыдова.
Веселье у Кости по размаху ничуть не уступало московским аналогичным мероприятия,
и мы "оттягивались в полный рост", как любил говорить тогда
Майк. Витька с Давыдовым оттягивались на правах руководителей с большей
силой и скоро мирно уснули на диванчике, а я и Гриня, гитарист и певец
дружественного нам коллектива, еще долго бродили по большой Костиной квартире,
ходили за вином и отдыхали по-нашему, по-битнически...
Запись альбома продолжалась с переменным успехом. То у Тропилло в студии
была какая-нибудь комиссия, то мы не могли отпроситься со своих табельных
мест, то еще что-нибудь мешало. Однажды Витьке пришлось даже съездить
на овощебазу вместо Тропилло, а Андрей в это время записывал мои гитарные
соло, Севину виолончель и Дюшину флейту на песню "Мои друзья".
Борис поиграл на металлофоне в "Солнечных днях" и "Алюминиевых
огурцах" - милейшей песенке, написанной Витькой после "трудового
семестра" - работы в колхозе вместе с сокурсниками по училищу. Он
говорил, что под дождем, на раскисшем грязью поле огурцы, которые будущим
художникам приказано было собирать, имели вид совершенно неорганических
предметов - холодные, серые, скользкие, тяжелые штуки, алюминиевые огурцы.
Вся песня была веселой абсурдной игрой слов, не больше, правда, абсурдней,
чем многое из того, что приходилось делать тогда Витьке, мне, Марьяше
и нашим друзьям...
"Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики!
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики,
Ведь я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле...
Злое белое колено
Пытается меня достать -
Колом колено колет вены,
В надежде тайну разгадать - зачем?..
Ведь я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле...
Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца -
Металл не принесет плода,
Игра не стоит свеч, а результат - труда,
Но я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки.
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку, упадут туда...
Где я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле."
Тропилло продолжал медитировать, экспериментировать и вдруг сыграл чудесное,
трепетное, наивное соло на блок-флейте в сольном Витькином номере "Я
посадил дерево". Наш звукорежиссер продолжал удивлять нас все больше
и больше. Он походил на какого-то рок-пророка: высказывал совершенно независимые
суждения абсолютно обо всем, строил категоричные прогнозы - и, что странно,
все они со временем сбылись или сбываются, и был постоянно окружен учениками.
Когда количество учеников становилось больше двух, Андрей начинал переправлять
их Борису, который обучал юных последователей жизненной школы Тропилло
игре на гитаре.
В период записи нашего альбома как раз один из таких неприкаянных учеников
находился в метании между Б.Г. и Тропилло и присутствовал на каждой сессии
звукозаписи "Кино". Иногда Борис освобождался от работы над
нашим звуком на пять или десять минут и тогда сразу же садился в уголок
с учеником и показывал ему пару новых аккордов на гитаре, услышав же,
что мы с Витькой начали репетировать новую песню, бежал снова к нам, отфутболив
ученика к Тропилло, который сажал его за пульт и начинал терпеливо объяснять
на примере нашей записи, какие ручки и в какой момент нужно крутить. Ученик
этот был очень старательный, добросовестный и, как нам показалось, совсем
юный отрок, толстенький, кругленький, очень вежливый и восторженный. Звали
ученика Алеша Вишня.
Вишня, как я понимаю, стал нашим вторым официальным фаном. Но, в отличие
от агрессивного звериного восторга Владика Шебашова, он полюбил Витькины
песни чистой, романтической, первой юношеской любовью. Лешка Вишня зазывал
нас к себе в гости и зазвал наконец - жил он совсем рядом со студией.
Дома у нового поклонника группы "Кино", который вскоре стал
настоящим нашим другом, было очень уютно и свободно - у Вишни стоял отличный
бытовой магнитофон со сквозным каналом, а такяе кучи разных примочек,
пультов и пультиков, колонок и колоночек, микрофонов, гитар и дудочек
- Вишня собирал у себя домашнюю студию и собрал в концс концов с помощью
Тронилло и собственной энергии.
Лешкины родители не ругали сына за увлечение роком, и здесь можно было
расслабиться, послушать спокойно свои и Вишнины записи, пленки других,
неизвестных еще нам команд - Тропилло помогал Лешке во всем, в том числе
и в накоплении музыкальной информации. Общаться с нашим новым другом было
легко и приятно - он, судя по всему, очень нас полюбил, страшно рад был
видеть у себя в гостях, и в его любви не было тяжести заискивания и лести
- Лешка обладал удивительно скромным и незаметным, но твердым, настоящим
внутренним достоинством. Кстати, вспоминая мои недавние рассуждения, могу
сказать, что Вишня из тех людей, что НЕ опаздывают - он был очень пунктуален.
Как и многие из нас, он уже получил "трудовое крещение" - работал
на каком-то жутко вредном текстильном производстве, за что получал неплохие
деньги, которые и тратил на магнитофонные ленты, микрофоны и фотоаппараты
- он очень любил снимать и предложил даже сделать обложку для нашего магнитофонного
дльбома.
Начался май, было уже тепло, и листочки появились уже на чахлых ленинградских
деревьях, и травка пробилась сквозь мазутно-асфальтовую почву, когда в
очередной раз собравшись в Доме пионеров и школьников, мы обнаружили,
что на четырнадцать записанных нами песен накладывать уже больше ничего
не нужно и что они реально готовы. Зто было даже неожиданно - мы так привыкли
ходить сюда, как на работу, что теперь просто растерялись - а дальше что?..
Весь день мы занимались порядком расположения песен на альбоме - Витька
никак не мог решить, в какой последовательности они должны идти, и мы
сидели вместе с "Аквариумом", писали и переписывали и совсем
замучили Тропилло нашими парадоксальными предложениями.
Альбом был почти готов - оставалось только сделать обложку, но тут снова
вышла заминка - все важные вопросы мы тогда решали коллегиально, а я уже
не мог принять участие в обсуждении проекта оформления, так как Театр
Юных Зрителей уезжал на гастроли в Москву, и вместе с ним и я покидал
на три недели родной город, отправляясь к новым знакомствам, встречам
и приключениям