Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 11
"Зеленый змий - что еростат,- сказал однажды Артем Троицкий, - голову
отрубишь, две вырастет..." Мне кажется, что эти стихотворные строки
применимы не только к собственно зеленому змию, а и к внутренней политике
нашей страны. После смерти любимого Леонида Ильича, портреты которого
в той или иной форме имелись едва ли не в каждой из битнических квартир,
высокий пост главы государства занял крепенький гриб-боровик Юрий Владимирович,
и только мы начали привыкать к его причудам, как его сменил совсем уже
старичок-лесовичок Константин Устинович. В моей памяти два этих лидера
слились воедино, и я вспоминаю те годы, как время правления двух господ
одновременно. Собственно, со сменой одного на другого ничего особенно
не менялось, разве что при Андропове появился новой сорт дешевой водки
- андроповки, если кто помнит, да и хватать людей на улицах начали уже
просто средь бела дня.
- Почему не на работе? - грозно спрашивали дружинники болтающихся по улицам
битников. Обычно я отвечал, что работаю во вторую смену, и, хотя я к тому
времени нигде не работал, дружинники оставляли меня в покое - они довольно
халатно относились к своих обязанностям, как и все работающие на государство
советские люди, и не проверяли полученную от меня информацию. Вообще,
время было чрезвычайно мрачное, и я думаю, что публицисты, ныне кормящиеся
на описаниях сталинских репрессий, могут быть спокойны: когда эта тема
себя исчерпает, то их ждет еще непаханное поле восьмидесятых - время тихого
террора Андропова - Черненко. И на фоне всеобщей тупости и беспредельного
маразма, в который окончательно и бесповоротно, решительно и, как всегда,
очертя голову, погрузилась наша великая держава, отдельные выродки, как
сказал какой-то милиционер, беседуя с очередным задержанным битником,
не шли вместе со всеми по широкой ровной дороге, а искали узкие кривые
тропинки, ведущие в сторону...
Заходили иногда вялые и беспочвенные разговоры об эмиграции - реально
нам эмигрировать было практически иевозможно, хотя многие и хотели, и
все кончалось в результате уверениями друг друга в том, что: "Я вот
сейчас, в домашних тапочках и футболке готов рвануть в Америку..."
Но это, повторяю, были по тем временам несбыточные проекты. Можно, конечно,
было жениться на ком-нибудь из враждебного капиталистического лагеря,
но как-то с кандидатурами невест дело было довольно туго.
И мы жили в своем, отдельном мире, в другом измерении. Это не был мир
иллюзий - иллюзией, скорее, было все окружающее, весь народ, который дважды
в году раскрашивал себя в красный цвет и пер на демонстрации, а остальные
363 дня старался выглядеть как можно более неброско и неприметно. Мы же
находились хоть и в маленьком, но реальном мире, читали литературу, написанную
на нормальном языке, а не на советском "нью-спике" - книги Набокова,
Аксенова, Орвелла; слушали хорошую музыку; жили по простым человеческим
законам, а не по законам социалистического общежития. Рок-н-ролл оставался
для нас единственной областью приложения своих сил и способностей, и мы
играли в игры: одни - в рок-звезд, другие - в рок-фанов. Было совершенно
очевидно, что как музыканты, большинство "рок-звезд" абсолютно
несостоятельны, но играть было интересно, и некоторые продолжают заниматься
этим и по сей день.
Мы продолжали бурную концертную деятельность в Москве и не только, чаще
и чаще случались концертики в родном городе. Как-то раз мы играли для
иностранных друзей, не владеющих русским языком, и, как ни странно, им
тоже понравилась наша программа. Этот концертик для девушек из Гамбурга,
а также для всех наших друзей проходил дома у Ливерпульца, с которым как-то
нас познакомил Борис. Ливерпульца прозвали так за то, что в бытность свою
студентом университета он был отправлен со всей своей группой на стажировку
в Англию, и один семестр обучался английскому языку на родине "Битлз".
Вернулся он оттуда совершенно другим человеком и начал вести такой образ
жизни, про который можно смело сказать словами одного из героев известного
фильма "Асса": "Я был нетрезв, и мое поведение недостойно
советского офицера...". Дома у Алексиса-Ливерпульца было довольно
миленько - он тащил к себе все, что только возможно и что плохо лежало,
- тут стояли и висели чучел а диких зверей и птиц, повсюду сверкали таблички
- "Не стой под стрелой", "Пьянству - бой", к которой
была сделана приписка "Пьянству - гёрл", "Не работай"
и так далее. Из Англии наш приятель привез массу пластинок и книг, и у
него можно было провести время приятно и не без пользы.
Новый, 1983 год, мы встречали у подружки Гены Зайцева, Гали. Пригласил
нас Гена, который тоже уже был поклонником группы "Кино" да
и просто нашим другом. У Гали намечался этакий большой светский раут,
и каждый приглашенный должен был принести с собой или бутылку шампанского,
или водки, или коньяку. Но Гена, приглашая гостей, иногда упускал слово
"или", и поэтому ряд приглашенных принесли по полному комплекту,
так что празднество затянулось аж на три дня. У Гали была потрясающая
коллекция пластинок - оказывается, все ее друзья детства давно жили за
океаном, и без конца слали ей огромные посылки, и мы три дня наслаждались
редкими для Ленинграда записями группы "Фри", ранними песнями
Боуви, а также шампанским, коньяком и всем остальным.
Но праздник - праздником, и как это всегда бывает, он закончился, и жизнь
вернулась на круги своя.
В феврале планировалось провести очередной концерт в рок-клубе, на этот
раз должны были играть только две группы - в первом отделении "Кино",
во втором - "Аквариум", как бы группы-побратимы.
Неотвратимо уже встала перед нами необходимость расширения состава группы
- музыка, которую теперь писал Витька, могла звучать только в электричестве,
с полным составом. Во всяком случае, на рок-клубовский концерт музыканты
нам были нужны в обязательном порядке - прибегать опять к помощи "Аквариума"
мы не хотели - в глазах публики мы бы утратили свое лицо, тем более, что
"Аквариум" работал в том же концерте.
Перед тем, как уйти в армию, Олег - наш Гиперболоид - работал в одной
командочке параллельно с нами, играл с ней на разных свадьбах, вечеринках
- подхалтуривал, одним словом. Командочка, впрочем, была некоммерческой
направленности - вокалист обожал Джона Леннона, гитарист торчал от "Криденс"
- со вкусом у ребят было все в порадке. Я тогда познакомился с этой группой
и теперь решил попытать счастья и созвонился с басистом - Максом. Выслушав
мои предложения и условия, Макс согласился поиграть с "Кино"
в качестве сессионного музыканта. Я начал ездить к нему, он тоже жил в
Купчино, недалеко от меня, и репетировать с ним Витькин материал.
Сам Витька теперь сидел дома с Марьяшей - они снимали квартиру где-то
на Гражданке - и особенно не утруждал себя поездками к новому басисту
и репетициями с ним. Он сказал, чтобы я подготовил его, а потом, чтобы
мы вместе приехали, и Витька "примет работу". И я готовил Макса
к этому экзамену и успел подружиться с ним. Мы встречались с его приятелем
- гитаристом Юркой Каспаряном, играли рок-н-роллы и Витькины песни, беседовали
о роке, пили чай, слушали музыку - рок-н-роллы "Криденс" и "Битлз",
которые обожал Юрка.
Однажды я ехал к Витьке на Гражданку, вышел из метро "Площадь Ленина"
и ждал троллейбуса, на котором нужно было проехать еще с полчаса, чтобы
добраться до Витькиного нового дома.
- Привет, - услышал я знакомый голос, повернул голову и увидел Макса с
бас-гитарой в чехле, а рядом с ним - Юрку. Юрка тоже был с гитарой в руках
- они, как выяснилось, ехали домой с какой-то очередной то ли халтуры,
то ли репетиции, то ли еще чего-то.
- Вы сейчас свободны? - спросил я Макса и Юрку.
- Свободны.
- Поехали к Витьке. Я сейчас как раз к нему на репетицию. Макс, ты уже
можешь показать, что ты там напридумывал, может быть. Юра, и ты что-нибудь
поиграешь - хотите? Можно попробовать.
- С удовольствием, - ответили продрогшие уже музыканты.
Когда мы приехали к Витьке и я представил ему кандидатов в концертный
состав "Кино", Витька увел меня на кухню и неожиданно устроил
мне небольшой нагоняй - впервые за все время нашей дружбы и совместной
работы. Он был страшно недоволен тем, что я привел к нему в дом незнакомого
ему человека - Каспаряна.
- Что ты водишь сюда, кого тебе в голову взбредет? - говорил он, хотя
я впервые привел к нему незнакомого ему человека, да и то по делу.
- Послушай его, - говорил я, - он неплохой, вроде, гитарист, может быть,
пригодится на концерте...
- Ничего я не хочу слушать. С Максом сейчас будем репетировать. И без
меня не решай вопрос - кто у нас будет играть!
- Я ничего и не решаю. Я тебе привел человека, чтобы ты сам посмотрел
и решил. И вообще, я со своими обязанностями справляюсь, по-моему, и еще
ни разу ничего не обломил - что ты ругаешься-то?
Мой друг быстро остыл - роль суперзвезды ему удавалась только в присутствии
Марьяши, которая поддерживала и культивировала движение в этом направлении,
сейчас же он пришел в себя и успокоился.
Мы поиграли втроем - Юрка наблюдал и не принимал участия в репетиции,
под конец Витька все-таки решил попробовать его и предложил поиграть соло
в нескольких песнях. Юрка начал играть в своей рок-н-ролльной манере,
и вызвал сразу же бурю протеста - этот стиль нас не устраивал. Тогда юный
поклонник "Криденс" взял себя в руки и стал обходиться с гитарой
более сдержанно.
- Ну, вот так еще ничего. В принципе, на концерте можно попробовать поиграть
вчетвером, - сказал Витька.
Юрка и Макс уехали, а я задержался - нужно было решить еще ряд вопросов
относительно концерта. Тут Витька снова вызвал меня на кухню и вдруг извинился
передо мной за резкость - чем безмерно удивил меня - я воспринял его недовольство
появлением Юрки как должное. Витьке же явно было не по себе - таких разборок
у нас раньше никогда не возникало, и он сказал, что надеется на то, что
не возникнет и впредь.
- Поработай с Юркой, - сказал он примирительно, - порепетируйте с ним
- вы же рядом живете. Я думаю, что все будет нормально.
Я тоже думал, что все будет нормально, и начал ездить к Каспаряну и играть
с ним. Он был очень милым парнем - у таких людей, по-моему, не бывает
врагов. Мы чудесно проводили время, играли, беседовали и отрабатывали
нюансы программы.
Этот зимний рок-клубовский концерт "Кино" - "Аквариум"
оставил у меня самые приятные воспоминания, и у большей части моих друзей
- тоже. Единственным темным пятном была едкая рецензия в рукописном журнале
"Рокси". Там говорилось, что то - не так и это - не так; у Рыбы,
значит, ширинка на сцене расстегнулась, и вообще, мол, концерт был поганый.
Почему - поганый, я из статьи так и не понял.
Сила воздействия, как известно из физики, равна силе противодействия,
а в наших условиях сила противодействия давлению властей на рок-группы
со стороны этих самых групп зачастую преобладала над силой, с которой
городские власти давили на рок-клуб. Перед концертом с Борисом и Витькой
была проведена беседа в рок-клубе с представителями отдела КГБ, курирующего
ленинградский рок. Беседа, смысл которой заключался в предостережениях
музыкантов от различных сценических вольностей, разумеется, вызвала обратное
действие - концерт прошел на грани истерики, и "Кино" с "Аквариумом"
работали так, словно бы находились на сцене в последний раз, что, впрочем,
было недалеко от истины.
Мы играли первым номером - расширенный состав "Кино" - мы с
Витькой, Каспарян, Макс и приглашенный в качестве сессионщика джазовый
барабанщик Боря, мой старый знакомый. Марьяша в этот раз постаралась от
души, и наш грим, я уж не говорю о костюмах, бьш просто шокирующим. Ансамбль
звучал достаточно сыгранно, Витька играл на двенадцатиструнке, мы с Каспаряном
дублировали соло, и звучало все, кажется, довольно мощно. В отличие от
традиционных красивых поз ленинградских старых рокеров мы ввели в концерт
уже откровенно срежиссированное шоу - я иногда оставлял гитару и переключался
на пластические ужасы - например, в фантастической песне "Ночной
грабитель холодильников" я изображал этого самого грабителя:
"Он ночью выходит из дома,
Забирается в чужие квартиры,
Ищет, где стоит холодильник,
И ест...
Люди крепко запирают квартиры,
Покупают пулеметы и гранаты,
Но он выходит и проходит сквозь стены,
И ест.
Люди болеют, люди умирают,
Люди болеют, люди умирают...
Он ест!
Йе-йе-йе-йе-йе-ест!.."
Мы играли в основном быстрые, холодные и мощные вещи - "Троллейбус",
"Время есть...", "Электричка", "Грабитель"
и прочие подобные забои. Единственным, пожалуй, исключением были "Алюминиевые
огурцы", в которые Юрка влепил-таки свое рок-н-ролльное соло, но,
возможно, на концерте это было и неплохо - часть зрителей выразили одобрение
этому кивку в старую музыку.
Концерт вообще получился законченным и полноценным - после нас работал
"Аквариум" со своей электрической программой и довел зал просто
до экстаза. В те годы это была бесспорно ленинградская группы № 1, массовая
аудитория была подавлена и сломлена мощнейшим звуком "Аквариума"
- Дюша, Сева, Фан, Булычевский, Курехин, Ляпин, Трощенков вместе звучали
так, как никто еще не звучал в Ленинграде. Ну и Б.Г., конечно, неистовствовал
на сцене в полный рост - группа прошибала всех - и хардовиков, и волновщиков,
и джазменов...
Семейная жизнь имеет, безусловно, множество приятных моментов, но и налагает
на семьянина определенные обязанности. Витька заметно посолиднел, перестал
засиживаться в гостях до закрытия метро и вообще реже стал появляться
вне дома. Иногда он внезапно менял свои решения и наши планы так, что
раза два мне пришлось в последний момент отменять наши концерты в Москве
- к большому неудовольствию подпольных менеджеров. Я понимал, что если
так пойдет и дальше, то в Москве нас просто перестанут считать серьезными
людьми, но Витька с Марьяшей сказали, что все это ерунда, и мы будем иметь
дело только с Троицким и Липницким, а потолок всех остальных устроителей
концертов мы уже превысили. Я не спорил, хотя и не считал, что наш уровень
настолько высок, чтобы отказываться от выгодных предложений.
Однако он дал добро на продолжение моих занятий с Максом и Юркой, сказав,
чтобы я потихоньку готовил их к записи нашего нового альбома и показывал
всю программу. Ребята стали приезжать ко мне на Саперный - я недавно переехал
сюда, в центр, и жил один, в коммуналке с соседом-хулиганом и соседкой
- классической стукачкой, которая, как в дешевом фильме, откровенно подглядывала
за мной в замочную скважину и докладывала участковому милиционеру обо
всех приходящих ко мне людях. Участковый пару раз навестил меня с целью
разузнать, что за антисоветчик появился во вверенном ему районе, и попытался
было обвинить меня в краже спасательного круга с Литейного моста. Спасательный
круг, действительно, находился у меня - я получил его в день рождения
от Севы Гаккеля, которому круг был, в свою очередь, подарен Сашей Ляпиным.
Теперь эта реликвия висела у меня на стене с портретом Фрэнка Заппы в
середине. Я сказал участковому, что это - портрет моего старшего брата
- матроса, а сам круг - наша семейная реликвия, и участковый, плюясь,
сказал, что с такими идиотами, как я и мои друзья, противно возиться,
но что он до нас еще доберется. После этого представитель власти ушел
и больше меня не беспокоил.
Мы репетировали с Максом и Юркой, кое-что уже подготовили и сделали дане
вокальное сопровождение - разложили на три голоса рефрен "Восьмиклассницы"
и еще нескольких песен.
Однажды Витька позвонил мне и сказал, что он решил немедленно приступать
к записи.
- А где? - поинтересовался я. Идея была неожиданной - мы не собирались
ничего писать раньше чем через месяц-другой.
- Нужно все-таки опять с Тропилло договариваться, - сказал Витька. - Давай
этим займемся.
- Ну, хорошо, - согласился я, - с Тропилло мы договоримся. Тогда тебе
срочно нужно начинать с нами репетировать - с Максом и Юркой.
- Нет, я думаю, что мы снова все сделаем с "Аквариумом". Это
профессионалы, они сделают все, как надо. Наши ребята еще не готовы. Новый
альбом должен быть по музыке безупречным - они этого сделать не смогут.
- Нет, я не согласен, - сказал я. - В таком случае нужно подождать, пока
Юрка с Максом все отточат - мы должны этот альбом делать своим составом.
- Не надо меня учить, как мне делать мой альбом.
Витя, если это ТВОЙ альбом, делай его, пожалуйста, как хочешь. А если
это альбом "Кино", то это должно быть "Кино".
- Леша, если у тебя такое настроение, то ведь я могу записать мой альбом
и без твоей помощи.
- Пожалуйста, - сказал я и повесил трубку.
Больше мы с Витькой не созванивались никогда. "Мы странно встретились
и странно расстаемся...". Дурацкий спор вдруг стал причиной совершенно
дикого разрыва - группа "Кино" перестала существовать. Это было
как-то странно - совершенно, казалось бы, на пустом месте - ну, повздорили,
ну, помирились... Но мы не вздорили и, соответственно, не мирились. Я
чувствовал, что напряжение внутри "Кино" в последние месяцы
росло - и вот, прорвалось...
Я заезжал иногда к Каспаряну - Витька ему тоже не звонил, мы поигрывали
немного, а потом я перенес свою музыкальную деятельность в Москву - стал
ездить туда каждую неделю и играть дуэтом с Сережкой Рыженко. С Юркой,
естественно, я видеться тоже перестал.
Однажды, месяца два спустя, я встретил его случайно на улице и узнал,
что Витька позвонил ему и предложил поиграть. Ну, в добрый час...