Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 2
Если вас спросят: "Где родился панк-рок?", что вы ответите?
- В Англии, конечно, - скажете вы и ошибетесь. Как-то раз в гости к известному
в современной ленинградской рок-тусовке Диме Левковскому приехала занимающаяся
музыкальным бизнесом знакомая барышня из Лондона. После посещения рок-клуба,
ряда квартир, в которых проживали мо
лодые музыканты, и погуляв по улицам колыбели трех революций, она сообщила
Диме, что настоящие панки живут в Ленинграде, а в Англии ребята, называющие
себя так, - это просто переодетые и перекрашенные добропорядочные буржуа.
В Англии я, правда, не был, но в прошлом году судьба занесла меня в Западный
Берлин, и там, на Курфюрстендамм - главной тусовочной улице - пообщавшись
с самыми живописными немецкими панками, я почувствовал, что госпожа из
Англии, возможно, в чем-то была права.
На самом деле сейчас можно точно сказать, где родина панка, и не только
родина, а даже где эта улица, где этот дом. Дом этот - 525-я школа города
Ленинграда. Видимо, в Англии произошло зачатие, а само дитя появилось
на свет в мрачных коридорах советской средней школы. И когда до России
каким-то путем доехала первая пластинка английского панк-рока "Нэвэ
майнд де боллокс...", один из учеников вышеупомянутой школы позвонил
своему товарищу и сказал:
- Знаешь, Конвоир (или Хряк, или Лэйк, или... да-да, Свин), у них появились
такие же идиоты, как и мы...
Информатора звали Женей, информируемого - Андрюшей. Женя учился в десятом
классе обычной средней школы. Женя был из хорошей семьи и учился тоже
очень хорошо, что и помогло ему после окончания школы без усилий поступить
в институт-ВТУЗ - Высшее Техническое Учебное Заведение, или Все Тупые
Уже Здесь. Андрюша тоже был из хорошей семьи и после окончания вечерней
школы рабочей молодежи поступил в институт - правда не в технический,
а, наоборот, в театральный (ЛГИТМиК) и стал настойчиво овладевать профессией
драматического артиста.
Несмотря на столь разную профессиональную ориентацию, обоих юношей выделяла
из круга их сверстников тяга к творчеству. Еще учась в десятом классе,
Женя написал поэму по мотивам известного произведения "Федорино горе".
В моей памяти почти стерлись уже строки этого великолепного опуса, помню
только что-то такое - "Скачет Брежнев по полям-по полям, а Подгорный
- по лесам-по лесам, вот Косыгин бежит, покрякивает, через лужи-лужи крови
перескакивает..." - даже по этому маленькому отрывку можно судить
о высоком гражданском и художественном звучании поэмы. Кроме поэтического
дара, Женя имел и другие - он неплохо рисовал, его знаменитая, правда
в довольно узких кругах, картина "Бегущие битники" - просто
шедевр современной живописи, еще Женя занимался фотографией.
Андрюша тоже писал стихи, и хотя, в отличие от Жени, не рисовал и не фотографировал,
зато сочинял музыку. Надо заметить, что в те времена Андрюша и Женя музыку
слушали постоянно-она стимулировала их творческий рост, давала идеи для
новых произведений, да и просто доставляла удовольствие. Ребята обожали
Махавишну Окестра, Фрэнка Заппу, Билли Кобэма, Стэнли Кларка, Чикаго,
Кровь, Пот и Слезы да и много, много еще групп и отдельных исполнителей
были им по душе.
Каждое воскресенье Андрюша проводил в Доме культуры имени Ленина, где
располагался клуб филофонистов, и не было случая, чтобы Андрюша вернулся
оттуда трезвым. Тогда, в конце семидесятых, пиво в ларьках если и разбавляли,
то очень умеренно - уважение к личности потребляющего напиток еще не окончательно
девальвировалось и поэтому три-четыре кружки бархатного, которое продавалось
в десяти шагах от входа в Дом культуры им. Ленина, могли скрасить жизнь
любого желающего. Андрюша привозил домой новые пластинки и новых друзей
- любителей музыки, литературы, пива и еще многого, чем увлекалась тогда
прогрессивная демократическая молодежь Ленинграда и области. Однажды мой
одноклассник Вольдемар привел меня в этот гостеприимный дом, и мне там
так понравилось, что я стал бывать у Андрюши все чаще и чаще. Вольдемар
же познакомил меня и с Женей.
В частной жизни Женю тогда звали Юфой, и выглядел он довольно впечатляюще.
Семнадцатилетний Юфа носился по району Купчино на жутком велосипеде "Украина",
пугая собак, кошек, пешеходов, автомобилистов и вообще все относительно
живое. Издали казалось, что не только молодой спортсмен, но и его машина
заросла жесткой бурой шерстью. И хотя на колесах и раме велосипеда была
просто рыжая грязь купчинских дорог, а шерсть начиналась лишь с распахнутого
ворота рубахи, было впечатление, что по проезжей части проспекта Славы
носилось какое-то невиданное животное - оскалив зубы, сверкая глазами
и размахивая хвостом. Вид хвоста придавала монстру сетка-авоська с пластинками
Хендрикса и Джеймса Брауна, зацепленная ручками за багажник.
Костюм Юфы был скромен и абсолютно закончен - ни прибавить, ни отнять.
Строгие, настоящие мужские сандалии на босу ногу, тренировочные синие
штаны и белая крахмальная рубаха навыпуск размера на два больше, чем нужно
было по общепринятым стандартам. А поскольку Юфа и сам был довольно здоров,
то его гигантские рубахи смахивали на докторские халаты. Впоследствии
Юфа ввел в молодежную моду еще и белые чепцы и стал выглядеть совершенным
доктором.
Что там бритые виски, что там кожаные куртки-фигня все это, мода, безвкусица
и дешевый стандарт. А вот когда году эдак в восьмидесятом, а то и семьдесят
девятом компания молодых людей в поношенной продукции фабрик "Рассвет",
"Заря" и еще не помню, каких, по команде Юфы вытаскивала из
карманов белые чепцы, иные даже с красными крестами, напяливала их на
головы (а если лицо было при этом небритым и на глазах-маленькие темные
очечки, вот это был видок!..) и с дикими воплями неслась к пивному ларьку,
картина впечатляла по-настоящему.
Компания Жени и Андрюши быстро росла - молодежь охотно шла на знакомство
с этими симпатичными парнями.
- Чепцы, очечки, и вперед! - говорил Юфа.
- Радоваться надо! - говорил Свин - так тогда уже стали называть Андрюшу.
Прежнее прозвище - Конвоир - происходило от джинсового костюма, название
фирмы которого по-русски звучало приблизительно так, как это слово. Костюм
этот заслуживал внимания - он был заштопан так и покрыт таким количеством
заплат, которые и не снились ни одному хиппи. Однажды в кафе "Север",
что на Невском, нынче ставшем прибежищем мажоров, к Конвоиру подошли два
упитанных фарцовщика и обратились к нему со следующими словами:
- Парень, мы на тебя смотрим, смотрим, а ты тут сидишь, пьешь и пьешь.
Ты что тут, самый крутой? А может быть, ты скажешь, что и костюм у тебя
самый крутой?
- Ребята, - Конвоир поморщился, - у меня ведь действительно, самый крутой
костюм.
За правду Андрей был тогда сильно побит. Вообще не новость, конечно, что
и нам1, и другим, и постарше нас изредка доставалось, что называется,
"на орехи". Причем, чем дальше, тем больше.
[1Здесь и далее я пишу "мы", имея в виду и себя, поскольку в
то время год или два был полноценным членом компании Свина, а теплые отношения
с ним поддерживаю до сих пор, хотя видимся мы довольно редко.]
К концу семидесятых в общественном сознании четко сложился стереотип отрицательного
персонажа "хиппи", которого побить или как-нибудь унизить, ну
просто сам бог велел. Преимущество здесь было в том, что "хиппи"
легко узнавались в толпе - худые, волосатые и в западном рванье. Мы же
были одеты не в рванье (к этому времени Андрей сменил своего "Конвоира"
на более современный наряд), да и вдобавок, не в западное, волосатыми
нас можно было назвать с очень большой натяжкой - странное какое-то явление,
и поэтому советский народ довольно долго не мог раскумекать, бить ли нас,
как хиппи, или же мы - обычные ребята, просто не очень богатые. Вся каверза
заключалась в том, что мы были откровенной пародией на внешний вид среднестатистического
советского гражданина (если не считать чепцов - это уже элемент абсурда,
но ведь и вся наша жизнь абсурдна, в общем, сложно это все...), а поскольку
с чувством юмора у нашего народа, в основном, дело обстояло неважно, то
он (народ, то есть) довольно долго ломал голову - насмехаются над ним
или нет? А когда сообразил, то: насмехаются - да над кем? над тем, кто
выше, дальше, сильнее, кто обгонит и кого-то там перегонит, ну, тут началось...
Но и здесь народ попал впросак - опять обмишурился. Мы-то ведь вовсе и
не собирались над народом насмехаться1, поскольку и сами были как бы народ,
просто веселились для себя и смеялись над собой, и все дела. Но так хитро
все закручено, что, смеясь над собой, мы смеялись над народом, который
обиделся и исключил нас из числа народа, что вызвало уже смех по отношению
к народу, который не считал нас за парод, хотя народом мы продолжали быть.
Вот так.
[1 Это - исключительно мое мнение, возможно, кто-то из панков стоял на
других житейских позициях - мы просто никогда не говорили о такой ерунде.]
- Радоваться надо!
- К станку бы вас всех! - отвечали нам, не подозревая, с кем имеют дело.
Как раз во времена своего самого отчаянного битничества я, проходя институтскую
практику, стоял два года, правда, не у станка, но у слесарных тисков на
заводе имени Ленина. Юфа работал кузнецом на заводе турбинных лопаток,
Вольдемар - в горячем цехе Невского завода, Свин держал экзамен в театральный,
сменив перед этим ряд профессий, связанных с тяжелым физическим трудом,
так что пресловутым станком нас было трудно удивить, а зачастую мы могли
разобраться в нем лучше, чем те, кто рекомендовал нам работу такого характера.
В отличие от советчиков, кадровые рабочие, которых мы называли "соловьями",
охотно и быстро признавали нас за своих, правда, слегка "двинутых"
ребят и охотно пили с нами пиво.
- Радоваться надо!
Называли мы себя битниками, хотя не были битниками в традиционном значении
этого слова. Это было что-то среднее между классическим типом битника
и ранним панком. Чистым панком являлся, пожалуй, только музыкальный коллектив
Свипа. Постепенно формировалась своя атрибутика, свои обряды и обычаи.
Все действия, как бытовые, так и ритуальные, отличались замечательной
простотой и динамикой. При встрече битники сжимали пальцы таким образом,
что кисть руки превращалась в подобие крючка и зацеплялись этими крючками
друг за друга. При этом они (мы) издавали горловой звук ыаррггххррр...
- вот и все приветствие - коротко и ясно. Для особенно торжественных случаев
была разработана "поза битника" - ноги чуть согнуты в коленях,
корпус наклонен вперед, чуть прогнувшись в спине, прямые руки отведены
назад и вверх, пальцы рук (желательно и ног) сжаты в кулаки, глаза сверкают
- поза демонстрирует мощь и решительность.
У нас были свои названия станций метро, улиц, хотя многие улицы носят
и так прекрасные названия - проспект Славы, например. Я до сих пор думаю,
кем же он был, этот таинственный Слава, если в его честь назвали целый
проспект и даже фамилии не указали-значит и так все должны понимать, о
ком идет речь... А наша любимая станция метро "Московская" (она
же - "Столичная", "Особая", "Посольская"...).
"Панк победы", "Площадь ужасов", "Гостинный вор",
"Лошадь Ира", "Поли-артрическая"... Улица Костелло...
Улица Солдата Грызуна... Это места нашего раннего битничества. А мост
через Обводный канал, под которым несколько лет подряд шумная веселая
компания справляла Новый год - 30 мая. "И вот - Новый год, тридцатое
мая - стоит окровавленный Кремль..." Почему - 30 мая? На мой взгляд,
исчерпывающий ответ на этот вопрос дал однажды наш друг Монозуб - человек
вообще-то не бедный, но битник в душе, он как-то раз разгуливал в жуткий
ленинградский 30-градусный мороз без головного убора.
- Панкер (можно называть его и так!) - сказал я ему. - Ведь холодно же!
- Холодно. Зато здорово! - ответил Монозуб (он же - Панкер).
Понятно теперь, почему Новый год - 30 мая? Здорово! И все!
При знакомстве мы не спрашивали кому сколько лет, кто где работает, интерес,
в основном, заключался в том, какую музыку человек слушает. Музыка была
самым большим критерием оценки знакомства, и ради нее мы поддерживали
отношения с изрядным количеством идиотов, если у этих идиотов были интересные
коллекции пластинок. Вместо вопроса "где работаешь?", мы спрашивали:
- Играешь?
Играли или хотели играть все. Вольдемар мучил гитару дома, в полном одиночестве.
Свин имел свой коллектив и остается бессменным лидером его и по сю пору,
хотя состав группы менялся много раз. Я играл с Дюшей Михайловым (Киловаттом)
и Олегом Валинским (Острым) в хард-роковой группе "Пилигрим",
остальная компания тоже либо так, либо иначе, имела отношение к музыке.
Кто собирал пластинки, кто паял усилители чудовищного вида и качества
или сколачивал из ДСП замечательные, по характеру своего звучания, колонки.
Круг знакомств быстро рос, и естественно, что мы со временем узнали многих
из тех, кто уже тогда были "китами" ленинградского, как они
сами говорили, "рока". А, может быть, и без кавычек - РОК? В
любом случае то, что они все играли тогда, существенно отличалось от того,
что называется рок-музыкой на Западе - и по качеству звучания, и по подходу,
и по целям, и по задачам, и по внешнему виду, и по музыке и по характеру
проведения концертов (о концертах тех времен см. В. Рекшан, "Кайф
полный"). Главными китами тогда были "Россияне". Нам в
принципе нравилось то, что они делали, хотя все это и казалось несколько
занудным, но видео тогда еще не было и настоящей энергии на сцене мы еще
не видели, так что вполне удовлетворялись "Россиянами" и иже
с ними. Что еще нас всех объединяло, так это устойчивая неприязнь к группе
"Машина времени". Спустя несколько лет эта неприязнь сменилась
лично у меня крепкой, уже взрослой любовью к этой музыке и к этим людям,
но тогда, я думаю, мы воспринимали их только как социальное явление, как
людей, пошедших на компромисс с бюрократией и так далее. Что делать, максимализм
- а это, на самом деле, не так уж плохо, может быть, неумно, зато честно.
Квартира Свина была нашим клубом, репетиционным помещением, студией звукозаписи,
фонотекой - в общем, базой. Здесь мы отдыхали, обменивались новостями,
пили, играли, пели, даже танцевали (по-настоящему, по-битнически). У Свина
была кое-какая аппаратура как бытовая, так и полупрофессиональная, и было
на чем послушать пластинки и во что воткнуть гитары. Словом, это был наш
рок-клуб.
Выходные дни мы проводили или в упомянутом уже клубе филофонистов, или
на толкучке у магазина "Юный техник" - мы просто болели пластинками.
Звучит парадоксально, но юные русские панки и битники обожали "Йес",
"Генезис", знали наизусть все альбомы Маклафлина, "Крим",
"Кинг Кримзон"... О, блаженная пора открытий в роке! Чем меня
сейчас удивишь? Разве что каким-нибудь бутлэгом "Фэмели" (а
ну-ка, молодые рокеры, что это за команда?). Само собой и "новая
волна", которая тогда была действительно новой, не проходила мимо
нас.
Нот не знал почти никто, инструменты были просто, как говорил Ницше, за
гранью добра и зла - сейчас гитар с таким звуком просто не бывает. Ходят
слухи, что когда Брайан Ино посетил Советский Союз, он приобрел гитару
"Урал" и увез ее к себе в Англию - поражать друзей-авангардистов.
Но играли мы отчаянно и самозабвенно. Ради хард-роковой группы "Пилигрим"
Олег ушел из ЛИИЖТа, ради нее же я ушел из ВТУЗа, где учился вместе с
Юфой. Свин покинул театральный тоже, в конечном счете, из-за музыки.
Планы были грандиозные и, как показывает время, не у всех они оказались
утопией. Мы, например, откровенно смеялись над Дюшей, который пытался
поднять мощность звучания "Пилигрима" до одного киловатта.
- Зачем нам это? Что нам, оглохнуть тут всем?
- А если мы на стадионе будем играть? - абсолютно серьезно спрашивал Дюша.
- Мы - на стадионе? Такие уроды - на советском стадионе? Да ты заболел,
родной!
Однако Дюша не заболел и через несколько лет вовсю играл на стадионах
с группой "Объект насмешек". Кто мог знать, что так повернется?
Нас, натуральных зверей, да чтобы выпустили на большую сцену? Это бред
собачий! Песни битников были для того времени слишком откровенны и прямолинейны
- взять хотя бы свиновские ранние хиты, "Утренничек", к примеру:
"Утренничек, утренничек -
Детская забава.
Я до конца не досидел -
Началась облава..."
А знаменитая "Черная икра":
"Пошел я раз на помоечку,
А там я нашел баночку..."
- Радоваться надо!
Свин познакомился с ребятами из группы "Палата № 6", и они стали
активно принимать участие в общем веселье. Песни "Палаты" были
замечательно мелодичны, что сильно выделяло их из общего, довольно серого
в музыкальном отношении, питерского рока. Лидер группы Макс (Максим Пашков)
пел профессиональным тенором и здорово играл на гитаре, а ансамбль отличался
просто замечательной сыгранностью и аранжировками. А что такое аранжировка,
молодые битники тогда вообще понятия не имели, и все это было чрезвычайно
интересно и ново. "Палата" играла довольно специальную музыку
- панк не панк, хард не хард, что-то битловское, что-то от Блэк Саббат
- в общем, интриговала.
В один из обычных, прекрасных вечеров у Свина, когда все, выпив, принялись
удивлять друг друга своими музыкальными произведениями, я и басист "Палаты"
сидели на кухне и наблюдали за тем, чтобы три бутылки сухого, лежащие
в духовке, не нагрелись до кипения и не лопнули раньше времени - наиболее
любимая нами температура напитка составляла градусов 40-60 по Цельсию.
Поскольку лично мы еще не были знакомы, я решил восполнить этот пробел:
- А тебя как зовут? - спросил я. - Меня - Рыба.
- Меня - Цой.