Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 12
Саша Старцев (Саша-с-Кримами) нетвердыми шагами бродил по вытоптанной
и неровно засыпанной гравием полянке, чудом оставшейся незастроенной и
спрятавшейся среди серых пятиэтажных домов, стоящих ровными рядами за
белой стеной универмага "Московский". В руках у Саши была ракетка
для бадминтона и волан, и он чертил и чертил на земле иоском кроссовки
линии, которые, вероятно, казались ему прямыми. Я и Валерка Кириллов сидели
поблизости иа зеленой травке, рано пробившейся этой весной и маленькими
островками разбросанной по полянке. Мы курили и молча смотрели на Старцева
и Липницкого, размахивающего второй ракеткой и пытающегося вспомнить приемы
затейливой игры.
Мы собрались сегодня у Старцева - Б. Г., Липницкий, Майк с Кирилловым,
давно уже ставшем барабанщиком "Зоопарка", и я. Уходящий в прошлое
"Аквариум", осколок старого "Кино" и с трудом просыпающийся
от многолетнего летаргического сна "Зоопарк".
Апрель в этом году оказался на удивление и радость всем нам теплым н солнечным,
и это было здорово. И было здорово то, что мы собрались опять все вместе,
и на столе, несмотря на трудное, в общем, время, было мясо и была зелень
и помидоры, и водка, и сухое вино в трехлитровых банках. Последние яства,
правда, не пользовались уже такой тотальной популярностью, как прежде
- я уже давно не пью, Борис тоже не пьет - он за рулем. Обучает его соблюдать
правила дорожного движения Вовка Дьяконов - тот, что был когда-то арестован
за два пальто - помните? Пьющие еще друзья поднимают тосты за встречу,
за друзей., за то, за се... Старцев и Липницкий собрали нас сегодня как
бы по делу - они собираются издавать журнал и пишут кннгу. Журнал о роке
и книгу о рокерах. И это тоже здорово - журнал про нашу жизнь и книга
про нас. А сегодня ведь Пасха! И мы, похристосовавшись, сидим за столом
и, как всегда, совершенно не занимаемся делом, из-за которого собрались.
Мы вспоминаем дела десятилетней давности, всякие веселые истории, из которых,
кажется, только и состоит наша жизпь. Да, неприятности как-то стерлись
и ушли, а кайф, который был и есть в нашей жизни, - он здесь. Майк имеет
несколько помятый вид - вчера была десятилетняя годовщина его свадьбы
с Натальей. Десять лет назад мы беспредельничали на этой свадьбе, которая
пела и плясала в огромной квартире идущего на капитальный ремонт расселенного
дома. Эту квартиру за символическую, даже по тем временам, плату, снимал
наш хороший приятель, гитарист и поэт-бессребреник, любитель Фолкнера
и розового портвейна, Паша Крусанов - теперь ведущий редактор и реальный
хозяин модного и солидного книжного издательства "Васильевский остров".
Липницкий зовет меня к себе на дачу под Москвой - отдохнуть, подышать
свежим воздухом и поиграть на хороших гитарах - трофеях гастрольной деятельности
"Звуков Му". Сашка уже не играет на басу в этом знаменитом коллективе,
да и, кажется, никто уже там не играет, кроме самого Петра (он же болгарин
Побелка Потолков, он же татарин Рулон Обоев - это псевдонимы Петра начала
восьмидесятых). Я с радостью принимаю приглашение, и мы договариваемся
вместе встретить древний языческий праздник - Первое мая.
Старцев все пытается перевести разговор в русло литературы - поговорить
о будущей книге и будущем журнале. Саша-с-Кримами уже десять лет издает
рукописный "Рокси" и наконец-то, вроде бы, получил возможность
напечатать журнал типографским способом. Ряды Кримов и Клэптонов на полках
Сашиной квартиры заметно поредели - комната забита теперь папками с сотнями
машинописных листов интервью, статей и обзоров рок-жизни нашей страны,
на самом видном месте стоит огромная пишущая машинка, к которой Саша иногда
машинально поворачивается и тянет руки к клавишам, а потом спохватывается
и хватается смущенно за банку с вином и наливает гостям мутный желтый
напиток.
Пока друзья смакуют сухое, мы с Борисом выходим на кухню покурить и поговорить
- мы очень давно не встречались. Борис, слава Богу, вернулся из Англий
и Америк и занимается записью новых песен на своей уже студии.
- Как ты живешь? - спрашивает он меня.
Я говорю, что хотел бы совсем с музыкой завязать, но ничего не выходит.
Вроде бы удалось уже, но вот, в Нью-Йорке, в блюзовом каком-то кабаке,
поиграл двадцать минут на классном фэндере с тамошними музыкантами и этих
двадцати минут мне хватило для того, чтобы снова перевернуть свою жизнь.
Можно бросить пить, можно даже отказаться от никотина, но если человек
играл на сцене рок-н-ролл, то, как бы он потом ни вертелся, обязательно
вернется к этому.
- Да, - говорит Борис, - вот и Сева Гаккель, тоже...
Да, Сева тоже одно время предпочитал рок-н-роллу большой теннис, а на
последнем рок-фестивале смотрю на сцену - ба! Сева с Ляпиным такое творят,
как десять лет назад... Все мы, короче говоря, остались такими же безумцами
и сколько ни махай ракеткой и не изображай из себя "волну" как
я, сменивши было рок на пантомиму, стоит услышать: "Сатисфэкшн"
или "Твист энд шаут" - и все снова летит к черту. Или - к Богу?..
Борис вскоре покидает нас - как всегда - дела, запись, снова запись. Майк
уезжает с ним - к жене, а Старцев, допив сухое, вдруг начинает назойливо
предлагать пойти поиграть в бадминтон, несмотря на то, что два главных
игрока - он и Липницкий изрядно нетрезвы, мы с Кирилловым играть не хотим,
а на улице дует сильный ветер. Ему все-таки удается уговорить нас, и мы
идем на полянку.
Пока немолодые и нетрезвые спортсмены готовятся к поединку, мы с Кирилловым
закуриваем и он начинает вспоминать нашу запись в Малом драматическом.
И я вспоминаю ту музыку, тот драйв и кайф, то веселье, те концерты. И,
что радует, этот драйв и эти концерты, настоящие рок-концерты не закончились
и теперь, когда, кажется, с головой захлестнула страну мутная вонючая
река безвкусного и бездарного попса. Это только совсем молодым и глупым
девчонкам кажется, что пахнет эта река дорогими духами и мужской силой,
а я-то знаю, чую настоящий запах - запах ведомостей и договоров, директоров
и администраторов, бухгалтерских холодных пальцев и малюсеньких потных
мозгов советских композиторов и поэтов-песенников, запах лицемерия и лжи.
Но безумствует еще Ляпин, чьи работы вызывают разноречивые оценки, а мне
нравится его музыка - это наше, настоящее битническое зверство. А Борис
- бодр, светел, и поет себе, что хочет и, как всегда, очень хорошо. И
Майк время от времени ошарашивает тинейджеров, плавающих в тягучем киселе
вместе с Наутилиусом-Помпилиусом, своим мощным и диким рок-н-роллом. И
братья Сологубы, и Вовка Леви, который умудрился разогнать за пятнадцать
минут синюшный параноидально-алкогольный туман последнего ленинградского
рок-фестиваля. А Коля Васин, который устроил под завязку этого психопатического
мероприятия маленький, но такой задорный и свежий концертик на выставке
в Гавани, что впечатлений от него осталось больше, чем от трех дней грохота
в Юбилейном. Все действуют, как и прежде, и даже я уже записал на кассету
четыре новых песни. И Алексис-Ливерпулец продолжает веселиться и бесчинствовать,
Юфа снимает полнометражный художественный фильм - он теперь кинорежиссер,
и с Марьяшей я иногда созваниваюсь, но ее трудно застать дома - она теперь
директор "Объекта Насмешек" и все время пропадает в поездках.
Олег заходит в гости ко мне, а я недавно заходил в гости к Гале - к той,
у которой мы с Витькой как-то встречали Новый год, - живет она в очень
удобном месте, недалеко от центра - в Джерси-Сити - одна остановка на
метро до Манхэттэна.
Раздражают только звонки. Звонят мальчики и девочки и требуют от меня
каких-то экспонатов в музей Виктора Цоя. Я не даю им экспонатов, у меня
нет ничего такого, что бы я мог им дать. Все мои экспонаты - это моя жизнь,
моя молодость, которую я ни в какой музей не отдам. Я хотел было сказать
этим мальчикам и девочкам, что если они думают, что музеи и памятники
возвращают кому-то жизнь, то они очень ошибаются. Отнимают они жизнь,
а не возвращают, превращают реликвию во что-то такое, что совсем не похоже
на оригинал. И сами усердные музейные служители превращаются в мумии и
экспонаты. Но я ничего им не сказал. То, что для них умерло, во мне живет
- это часть меня, и Майка, и Бориса, и всех наших друзей.
А Борис, кстати, пел в восемьдесят втором - "Мы пили эту чистую воду..."
- ну-ка, мальчики-девочки, кидайте свои пальчики, смотрите на меня в окно,
что там дальше поется? Не помните? О нас, о нас. Вот, когда вспомните,
тогда и позвоните мне из своего музея. А мы - мы никогда не станем старше.
Апрель - май 1991
Ленинград - Москва