Год назад, 15 августа 1990 года, трагически погиб
поэт, певец, гитарист Виктор ЦОЙ. О нем написано много, и писали о нем
самые разные люди, порой к нему никакого отношения не имеющие. Я
представляю вам обзор советской прессы о В. Цое и группе
"Кино".
"Группа "Кино" организовалась осенью 1981 года и поначалу
называлась "Гарин и гиперболоиды". В ее первом составе, кроме Цоя, играли
гитарист А.Рыбин и барабанщик О.Валинский. Вскоре барабанщик ушел, и
группа, сменив название на "Кино", начала работать как акустический
гитарный дуэт.
Песни Цоя привлекли внимание Б. Гребенщикова, который
стал продюсером первого альбома "Кино" - "45" и помог с дебютом на сцене
Ленинградского рок-клуба. В 1983 году Рыбина заменил гитарист Ю. Каспарян,
чуть позже пришел ба-рабанщик Г.("Густав") Гурьянов. С басистом А.Титовым
из "Аквариума" группа выступила на II Ленинградском рок-фестивале и стала
лауреатом. Через год этот успех повторился. В ноябре 1985 года вместо А.
Титова был приглашен бас-гитарист И. Тихомиров из "Джунглей". Эпизодически
появлялись в составе гитаристы Ю. Лебедев, Д. Анашкин, клавишник Д.
Павлов. В 1986 году в "Кино" вошел С.("Африка")Бугаев, игравший на
барабанах.
Все члены группы принимали активное участие в выступлениях
"Популярной механики" под управлением С. Курехина". Так представил
писатель Алек-сандр ЖИТИНСКИЙ творческий путь "Кино" в своей книге
"Путешествие рок-дилетанта".
В стародавние времена, точнее в 1985 году,
в одной из популярных молодежных газет развернулась дискуссия о
профессионализме и самодеятельности в молодежной музыке. Это сейчас
кажется смешным, а тогда...
"...На бессмысленность песен некоторых
ансамблей обращают внимание многие авторы. "Способные музыканты есть,-
пишет один из них (представившийся как Сергей А., работник культуры, 24
лет).- А вот тексты у любителей всегда хромают. Можно найти любопытные по
замыслу аранжировки у групп "Гулливер", "Аквариум", "Кино", но тексты
прямо убивают, например, "Я выращиваю алюминиевые огурцы на брезентовом
поле..." Вот уж действительно: избыток фантазии при недостатке вкуса -
страшная сила!" В таком вот русле вел дискуссию некто Ю. Д.
Но следует
отдать ему должное. Он приводили другие письма. Студент-второкурсник
Андрей КУПЕР: "Автор выразил в песне свою душу, а его обвиняют в
бессодержательности. Я все это знаю по себе. Часто молодые авторы пишут
песни в шутку, не вкладывая в них ни смысла, ни содержания, а критики
называют их бесталанными. А у парня просто было веселое настроение, он
хотел повеселить публику".
Десятиклассник Сергей ВЛАДИМОВ так и назвал свое
письмо: "Право на озорство". "По-моему, вы отказываете нам в одном
неотъемлемом праве, а именно- праве на озорство. Редко, крайне редко
услышишь веселую песню по телевидению. Тут-то и появляются тексты типа "Я
сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле". Это не поэзия, но это
весело, и откровенная бессмыслица вызывает улыбку. К тому же, если слегка
напрячь фантазию, можно увидеть поляну, тур-поход, алюминиевые миски на
брезентовом пологе... Таким образом мы и развлекаемся - в музыке.
Попробуйте нам помочь, если сможете".
Ю. Д. помочь не смог. Помогло
разобраться время...
Артем ТРОИЦКИЙ, представляя первую пластинку
"Кино", писал в журнале "Мелодия" в 1988 году: "Виктор Цой, вокалист и
автор песен, прошел школу "дворового" рока, играя на гитаре во многих
скоротечных и уже забытых ансамблях. В начале 1981 года он написал свою
первую песню "Мои друзья", песню о суматошной и неприкаянной жизни
городских подростков. В 1982 году вместе с соло-гитаристом Алексеем
Рыбиным они создали дуэт "Кино". Первым поклонником и вдохновителем новой
группы стал Борис Гребенщиков. В стихах Цоя действительно ощущалось
влияние "Аквариума", но как бы помолодевшего лет на десять. Корни их песен
уходили в городской фольклор. Если поэзия Гребенщикова ближе романсу,
традициям Вертинского и Окуджавы, то песни Цоя чем-то напоминают
"жестокие" баллады, "дворовую" лирику. Да и темы примерно те же: любовь,
одиночество - извечные проблемы мятущихся молодых людей. Однако песни Цоя
выгодно отличаются отсутствием пошлости и позерства".
А вот что говорил
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (фрагмент из статьи Вадима ЗИНКЕВИЧА о "Кино",
опубликованной в журнале "Музыкальная жизнь"): "По тонкости я ничего
равного песням Цоя не знаю. В чем-то он сродни бардам, но не сегодняшним,
а Окуджаве, раннему Клячкину. Мой лирический герой именно Героем выглядит,
его мысли, ассоциации предполагают сильно развитую эстетику. У Цоя же
герой обходится малым. Дворы, подъезды, улицы, ему лет 15-17, прост набор
слов, но такой мощный поэтический образ, такое обаяние. Под маской внешней
отстраненности прячется существо ранимое, редкое для рок-музыки.
Виктор
Цой не любил давать никаких интервью, потому что, как он сам говорил,
вопросы все одни и те же, часто глупые, а напечатанные ответы совсем не
совпадают со сказанным на самом деле. Однако пусть редко, но беседовал с
журналистами. Вот несколько фрагментов из интервью для журнала
Ленинградского рок-клуба "РИО":
"..."Кино" - это образ жизни... Лично я стараюсь
заниматься именно поп-музыкой, а не роком. Да, я занимаюсь поп-музыкой.
Музыка должна охватывать все: она должна, когда надо, смешить, когда надо,
веселить, а когда надо, и заставлять думать. Музыка не должна только
призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны слушать огромные
аудитории...
...Так получилось: как только началась гласность- все как
с цепи сорвались говорить правду. Это было очень популярно. А в наших
песнях нет никаких сенсационных разоблачений, но люди по привычке пытаются
и здесь найти что-то эдакое...
И вот что мне хотелось бы сказать: в
последнее время появилась такая тенденция в прессе и т. д.- Виктор Цой и
группа "Кино". Почему Цой и группа "Кино"? Непонятно. Мне эта тенденция
очень не нравится, и я бы хотел, чтобы этого не было. Мы делаем все
вместе, и проводить разделение не надо. Группа должна оставаться группой
всегда и везде. Мне так кажется, вернее, я в этом уверен".
Джоанна
СТИНГРЕЙ, американская певица и большой друг В. Цоя, пишет (отрывок из
эссе, опубликованного в журнале "Огонек" в сентябре 1990
года):
"...Тогда, в самолете, он сказал мне, что добился всего, чего
хотел в жизни, что он счастлив...
...И единственное, во что мне
остается верить,- это что на то была Божья воля, что такова его
судьба".
Юрий КАСПАРЯН, гитарист группы "Кино", в беседе с Дмитрием
ШАВЫРИНЫМ ("Московский комсомолец") рассказал: "Мы были на дороге у
Тукумса (под Ригой). Сотрудники ГАИ так и не нашли тормозного следа
"Москвича" на крутом повороте. От удара "Икарус" (без пассажиров) отлетел
в реку почти на 100 метров. Двигатель автомобиля раскрошился, и его
остатки можно было найти в радиусе 60 метров. Одно колесо так и не нашли.
Единственные сохранившиеся детали - крышка багажника с нераз-битым
стеклом, задний мост и компакт-кассета с записью нового альбома, который
мы писали в Риге... В память о Вите выйдет наш новый альбом. Будущее
"Кино"? Трудно сказать- такой группы в Союзе уже больше нет".
Мне
остается лишь представить дискографию "Кино".
Магнитоальбомы:
"45" (1982)
"Начальник Камчатки"(1984)
"46" (1984)
"Это не любовь" (1985)
"Ночь" (1986)
"Группа
крови" (1988)
"Звезда по имени Солнце" (1989).
Пластинки (вышедшие
в Советском Союзе):
"Ночь" (1988, "Мелодия")
"Памяти Цоя" ("Черный
альбом") (1990, "Метадиджитал")
"Звезда по имени Солнце" (1990,
"Синтез").
Были выпущены компакт-диски во Франции и США, а также
пластинки в Японии.
ХИТ-ПАРАД
1. Группа "КИНО" - "ЧЕРНЫЙ
АЛЬБОМ".
2. ОЛЕГ ГАЗМАНОВ- альбом "ЭСКАДРОН".
3. ДМИТРИЙ МАЛИКОВ-
песня "СТОРОНА РОДНАЯ".
Лидерство "КИНО" в нашем хит-параде можно было
предугадать. С самого начала подсчета голосов группа намного ушла вперед
и, как я полагаю, дол-го еще будет лидировать.
Ждем ваших открыток для
зимнего, новогоднего хит-парада. Желаю успеха!
Ведущий
"КЛИП-КЛУБА" Вит АПЛАТОВ.
Анатолий Соколков