Hosted by uCoz
 
Воспоминания. Анатолий Соколков

Год назад, 15 августа 1990 года, трагически погиб поэт, певец, гитарист Виктор ЦОЙ. О нем написано много, и писали о нем самые разные люди, порой к нему никакого отношения не имеющие. Я представляю вам обзор советской прессы о В. Цое и группе "Кино".

"Группа "Кино" организовалась осенью 1981 года и поначалу называлась "Гарин и гиперболоиды". В ее первом составе, кроме Цоя, играли гитарист А.Рыбин и барабанщик О.Валинский. Вскоре барабанщик ушел, и группа, сменив название на "Кино", начала работать как акустический гитарный дуэт.

Песни Цоя привлекли внимание Б. Гребенщикова, который стал продюсером первого альбома "Кино" - "45" и помог с дебютом на сцене Ленинградского рок-клуба. В 1983 году Рыбина заменил гитарист Ю. Каспарян, чуть позже пришел ба-рабанщик Г.("Густав") Гурьянов. С басистом А.Титовым из "Аквариума" группа выступила на II Ленинградском рок-фестивале и стала лауреатом. Через год этот успех повторился. В ноябре 1985 года вместо А. Титова был приглашен бас-гитарист И. Тихомиров из "Джунглей". Эпизодически появлялись в составе гитаристы Ю. Лебедев, Д. Анашкин, клавишник Д. Павлов. В 1986 году в "Кино" вошел С.("Африка")Бугаев, игравший на барабанах.

Все члены группы принимали активное участие в выступлениях "Популярной механики" под управлением С. Курехина". Так представил писатель Алек-сандр ЖИТИНСКИЙ творческий путь "Кино" в своей книге "Путешествие рок-дилетанта".

В стародавние времена, точнее в 1985 году, в одной из популярных молодежных газет развернулась дискуссия о профессионализме и самодеятельности в молодежной музыке. Это сейчас кажется смешным, а тогда...

"...На бессмысленность песен некоторых ансамблей обращают внимание многие авторы. "Способные музыканты есть,- пишет один из них (представившийся как Сергей А., работник культуры, 24 лет).- А вот тексты у любителей всегда хромают. Можно найти любопытные по замыслу аранжировки у групп "Гулливер", "Аквариум", "Кино", но тексты прямо убивают, например, "Я выращиваю алюминиевые огурцы на брезентовом поле..." Вот уж действительно: избыток фантазии при недостатке вкуса - страшная сила!" В таком вот русле вел дискуссию некто Ю. Д.

Но следует отдать ему должное. Он приводили другие письма. Студент-второкурсник Андрей КУПЕР: "Автор выразил в песне свою душу, а его обвиняют в бессодержательности. Я все это знаю по себе. Часто молодые авторы пишут песни в шутку, не вкладывая в них ни смысла, ни содержания, а критики называют их бесталанными. А у парня просто было веселое настроение, он хотел повеселить публику".
Десятиклассник Сергей ВЛАДИМОВ так и назвал свое письмо: "Право на озорство". "По-моему, вы отказываете нам в одном неотъемлемом праве, а именно- праве на озорство. Редко, крайне редко услышишь веселую песню по телевидению. Тут-то и появляются тексты типа "Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле". Это не поэзия, но это весело, и откровенная бессмыслица вызывает улыбку. К тому же, если слегка напрячь фантазию, можно увидеть поляну, тур-поход, алюминиевые миски на брезентовом пологе... Таким образом мы и развлекаемся - в музыке. Попробуйте нам помочь, если сможете".

Ю. Д. помочь не смог. Помогло разобраться время...

Артем ТРОИЦКИЙ, представляя первую пластинку "Кино", писал в журнале "Мелодия" в 1988 году: "Виктор Цой, вокалист и автор песен, прошел школу "дворового" рока, играя на гитаре во многих скоротечных и уже забытых ансамблях. В начале 1981 года он написал свою первую песню "Мои друзья", песню о суматошной и неприкаянной жизни городских подростков. В 1982 году вместе с соло-гитаристом Алексеем Рыбиным они создали дуэт "Кино". Первым поклонником и вдохновителем новой группы стал Борис Гребенщиков. В стихах Цоя действительно ощущалось влияние "Аквариума", но как бы помолодевшего лет на десять. Корни их песен уходили в городской фольклор. Если поэзия Гребенщикова ближе романсу, традициям Вертинского и Окуджавы, то песни Цоя чем-то напоминают "жестокие" баллады, "дворовую" лирику. Да и темы примерно те же: любовь, одиночество - извечные проблемы мятущихся молодых людей. Однако песни Цоя выгодно отличаются отсутствием пошлости и позерства".

А вот что говорил Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (фрагмент из статьи Вадима ЗИНКЕВИЧА о "Кино", опубликованной в журнале "Музыкальная жизнь"): "По тонкости я ничего равного песням Цоя не знаю. В чем-то он сродни бардам, но не сегодняшним, а Окуджаве, раннему Клячкину. Мой лирический герой именно Героем выглядит, его мысли, ассоциации предполагают сильно развитую эстетику. У Цоя же герой обходится малым. Дворы, подъезды, улицы, ему лет 15-17, прост набор слов, но такой мощный поэтический образ, такое обаяние. Под маской внешней отстраненности прячется существо ранимое, редкое для рок-музыки.

Виктор Цой не любил давать никаких интервью, потому что, как он сам говорил, вопросы все одни и те же, часто глупые, а напечатанные ответы совсем не совпадают со сказанным на самом деле. Однако пусть редко, но беседовал с журналистами. Вот несколько фрагментов из интервью для журнала Ленинградского рок-клуба "РИО":
"..."Кино" - это образ жизни... Лично я стараюсь заниматься именно поп-музыкой, а не роком. Да, я занимаюсь поп-музыкой. Музыка должна охватывать все: она должна, когда надо, смешить, когда надо, веселить, а когда надо, и заставлять думать. Музыка не должна только призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны слушать огромные аудитории...

...Так получилось: как только началась гласность- все как с цепи сорвались говорить правду. Это было очень популярно. А в наших песнях нет никаких сенсационных разоблачений, но люди по привычке пытаются и здесь найти что-то эдакое...

И вот что мне хотелось бы сказать: в последнее время появилась такая тенденция в прессе и т. д.- Виктор Цой и группа "Кино". Почему Цой и группа "Кино"? Непонятно. Мне эта тенденция очень не нравится, и я бы хотел, чтобы этого не было. Мы делаем все вместе, и проводить разделение не надо. Группа должна оставаться группой всегда и везде. Мне так кажется, вернее, я в этом уверен".

Джоанна СТИНГРЕЙ, американская певица и большой друг В. Цоя, пишет (отрывок из эссе, опубликованного в журнале "Огонек" в сентябре 1990 года):

"...Тогда, в самолете, он сказал мне, что добился всего, чего хотел в жизни, что он счастлив...

...И единственное, во что мне остается верить,- это что на то была Божья воля, что такова его судьба".

Юрий КАСПАРЯН, гитарист группы "Кино", в беседе с Дмитрием ШАВЫРИНЫМ ("Московский комсомолец") рассказал: "Мы были на дороге у Тукумса (под Ригой). Сотрудники ГАИ так и не нашли тормозного следа "Москвича" на крутом повороте. От удара "Икарус" (без пассажиров) отлетел в реку почти на 100 метров. Двигатель автомобиля раскрошился, и его остатки можно было найти в радиусе 60 метров. Одно колесо так и не нашли. Единственные сохранившиеся детали - крышка багажника с нераз-битым стеклом, задний мост и компакт-кассета с записью нового альбома, который мы писали в Риге... В память о Вите выйдет наш новый альбом. Будущее "Кино"? Трудно сказать- такой группы в Союзе уже больше нет".
Мне остается лишь представить дискографию "Кино".

Магнитоальбомы:
"45" (1982)
"Начальник Камчатки"(1984)
"46" (1984)
"Это не любовь" (1985)
"Ночь" (1986)
"Группа крови" (1988)
"Звезда по имени Солнце" (1989).
Пластинки (вышедшие в Советском Союзе):
"Ночь" (1988, "Мелодия")
"Памяти Цоя" ("Черный альбом") (1990, "Метадиджитал")
"Звезда по имени Солнце" (1990, "Синтез").
Были выпущены компакт-диски во Франции и США, а также пластинки в Японии.
ХИТ-ПАРАД
1. Группа "КИНО" - "ЧЕРНЫЙ АЛЬБОМ".
2. ОЛЕГ ГАЗМАНОВ- альбом "ЭСКАДРОН".
3. ДМИТРИЙ МАЛИКОВ- песня "СТОРОНА РОДНАЯ".
Лидерство "КИНО" в нашем хит-параде можно было предугадать. С самого начала подсчета голосов группа намного ушла вперед и, как я полагаю, дол-го еще будет лидировать.
Ждем ваших открыток для зимнего, новогоднего хит-парада. Желаю успеха!

Ведущий "КЛИП-КЛУБА" Вит АПЛАТОВ.

Анатолий Соколков