Боролись за одно - напоролись на другое...
- ... У меня был друг Максим. Собственно, он и сейчас есть. Он стал
играть на бас-гитаре. Оказалось, что он играет с Витькой и Рыбой. Я их
тогда не знал. И я как-то попросил его взять меня с собой на репитицию. Он
говорит: да, конечно, поехали. Это было то ли в 81-ом, то ли в 82-ом году.
Лет девятнадцать мне было. Приехали, и я стал играть с ними на виолончели.
А потом уже и на гитаре. Я был молоденький, хотел понравиться. Старался
вписаться.
Когда я услышал их песни, уже не помню, когда это было, но
еще до знакомства, мне они понравились. Не так сильно, конечно. Но из
всего того, что я тогда слышал, это было самое лучшее.
У меня не было
тогда абсолютно никакого стиля. В голове была парочка каких-то
рок-н-рольных ходов, ну и понятие - как должно быть хорошо. Только свое
понятие - больше ничего.
Научился я играть сам, а потом уже пошел в
джазовую школу - думал, что там научат чему-нибудь. Но ничего нового там
не узнал. Хотя, может быть, и узнал. Не помню.
На первом электрическом
концерте КИНО, еще с Рыбой, играл Максим, еще был барабанщик, не помню,
как зовут... Витька и я. После того концерта Цой чего-то стал злиться на
всех и на все. Ему, видимо, что-то не нравилось. И Борька его за тот
концерт ругал. Стали дальше репетировать.
Поначалу мы с Витькой ходили
- два таких дружка. Витя песенки сочинял, мы играли. Наверное, это и
называется "был к нему ближе других". Хотя, если говорить о составе
последних лет, с тех пор, как появился Игорь, то нельзя сказать, что я был
дружнее с Цоем, чем Тихомиров или Георгий. Густав позже меня появился, но
с Витькой они тоже общий язык нашли. Тихомиров - уже позже. Уже и возраст
другой был, сложнее сойтись. Музыка, конечно, объединяла. Что касается
новой информации, то мы старались обновлять старый багаж. Все время
слушали что-то новое. Вместе и по отдельности. Круг слушаемой музыки у нас
был примерно одинаков. По крайней мере, был наборчик, который знали все и
могли обсудить. А у каждого были и свои какие-то пристрастия, это
естественно. Но все равно - дружили. Последнее время Цой любил напоминать,
что все это держится только на дружбе. То есть, он нас терпит только
потому, что мы - друзья.
Факт тот, что все эти концерты последнего
времени, все эти гастроли никому не нравились. Боролись за одно, а
напоролись на другое. Как начались деньги, началась какая-то зависимость.
Это превратилось в работу. В такое выбивание денег. Когда это началось?
Пожалуй, с концертов, которые проходили в Евпатории и в Алуште. Группа
резко стала популярной, все появилось, не только деньги. Менеджеры пошли
один за другим. Один другого лучше.
Собственно, я с менеджерами не работал. Это Витя с
ними работал. Когда-то гастроли решались путем обсуждений. Витя, так
сказать, отфильтровывал поступающие предложения - к нему они все шли. Или
на меня выходили с предложениями. Я - к Витьке. Или к менеджеру. Он - к
нему. А потом Цой объявлял, что так и так, есть предложение ехать туда-то,
играть там-то. А потом уже планировалось по-другому, как все у нас
планируется. Тур такой-то, такие-то концерты, десять дней перерыв - и
опять... Все это, конечно, можно назвать работой, но творчеством никак не
назовешь. Как люди творческие мы мучались.
Конечно, были передышки на
отдых, на запись. Но я хочу сказать, из- за чего возникали трения. Может
быть, я смотрю с негативной точки зрения на все эти вещи. Но мне уже давно
на гитаре играть не хочется. И я не играю. Музыку пишу на машинке, как у
Курехина. А вообще, все было отлично. За границу ездили. Машины купили.
Побились все на этих машинах...
А слава?.. Я же говорю, боролись за
одно - напоролись на другое. Есть идеальное представление. А идеальное
представление о каком-то понятиивсегда отличается от реального воплощения
этого понятия. Я хочу сказать, что слава в этой стране приобретает
уродливые формы. Когда мальчишки стекла бьют в машине, как у меня во
дворе. Все борются за славу, программа известная. И мы отработали ее до
упора. А удовлетворение кончилось не помню уже когда. Сначала было
интересно, потом еще интереснее, а потом все меньше и меньше. Меньше было
интереса к живому творчеству. Я говорю только о себе.
А Цой читал все
письма, адресованные ему. Не знаю, что это доказывает. Он серьезно к этому
относился. Очень ответственный человек был. От поклонников нас оберегали.
С Белишкиным мы ездили еще впятером, обороты были небольшие. А когда в
перспективе стала видна возможность прокручивать большие массы народа,
понадобился более профессиональный менеджер. С большим радиусом действия.
И когда стали ездить с Юрой Айзеншписом, появилась уже целая бригада
администраторов - ребята молодые и разных размеров.
Поехали мы в
Америку с Рашидом. Он там показывал "Иглу" на рэдфордовском фестивале. Об
"Игле" я ничего не могу сказать, потому что, когда видишь на экране
знакомых, которые выкобениваются, пытаясь стать актерами, понять замысел
режиссера... То есть, я просто не понимаю, что происходит на экране. Я
могу только сказать, что тут вот Маринка Смирнова похожа на себя, а тут
вот притворяется. Поэтому о фильме я судить не могу.
И вот Витя,
Наташа, Рашид, Джоанна и я поехали. На гитарках там поиграли, американцы
нам похлопали. В то время я уже не испытывал острых ощущений от выхода на
сцену. Я тогда уже наелся всем этим. А относился к этому как к фатальной
неизбежности. Не бросать же группу? Жалко такую хорошую группу бросать.
Столько лет потрачено. Но с Витькой мы старались на эту тему не говорить.
Его это тоже, наверное, доставало. С возрастом, по-моему, в отношениях
проявляется больше всяких нюансов. А может быть, я на это стал обращать
больше внимания.
Сейчас трудно стало. Сказать много можно, но не стоит,
потому что другого ждут. Мифология творится, а мы в ней участвуем. Я сам
не знаю, как к Витьке отношусь. Я и любил его, и ненавидел иногда. Это
сложно, когда столько лет вместе. Но я его уважал всегда, потому что он
был боец настоящий.
Юрий Каспарян