Он не мог общаться ни с каким начальством...
- ... Я начал работать в этой кочегарке в восемьдесят втором году.
Здесь была обычная котельная с алкашами, достаточно мрачное, а в общем,
обычное место, где работают наркоманы, гопота всякая. А потом так
получилось, что я остался один в котельной - все поувольнялись. Тут как
раз Фирсов стал искать себе работу - он до этого года два, наверно, не
работал. Я говорю: приходи! Он пришел, смотрит: котельная как раз то, что
ему надо. Фирсов и говорит: "Давай Витьку пригласим!" А Витька тогда
работал спасателем на пляже - это летом было. Мы сходили к нему,
поговорили. Он согласился. Только, говорит, лето доработаю, а в сентябре
приду.
Он на Петропавловке работал. А в котельной он до этого уже
работал, правда, не в такой. На каком-то складе ящиками топил. Самая
смешная история была, когда их приняли на работу - его и еще несколько
человек - надо было ходить на курсы. Эти курсы начинались в девять утра. И
они с Фирсовым поднимались в восемь, ездили на эти курсы, в итоге-то
Фирсов получил удостоверение, а Витька - нет, потому что в последний
момент у него какие-то гастроли начались, и он пропустил недели полторы.
Ну, мы пошли туда, попытались что-то сделать, чтобы он получил
удостоверение, но там... У него была такая особенность - он не мог
общаться ни с каким начальством. Независимость натуры или еще что-то... Но
это очень действовало на нервы всем начальникам. Ну, говорил там "да",
"нет" - но нормально, не было никаких высокомерных жестов. Человек просто
сидел, разговаривал, но сразу возникало неприятие - у тех людей, у которых
много формализма в голове. Если бы я в той ситуации просто пошел один с
нашей начальницей - хорошая была тетка, - то было бы все нормально. Но мы
пошли с Витькой, это подействовало им на нервы, и они просто наотрез
отказались. Ничего страшного не произошло - он продолжал работать так же,
как работал... Как он работал? Вопрос очень сложный. Несмотря на то, что
он был высокий, стройный, работать здесь всегда было очень тяжело. Грязно
- всегда. Работа тяжелая, потому что когда выгребаешь из котла шлак, там и
сероводород, и всякие примеси, все это бьет в нос. Слава Задерий у нас
быстренько отсюда смотался. Два-три раза почистил котел - и сразу тошнота.
Желудок больной - это сразу сказывается. И сначала было, конечно, тяжело.
Это естественно. У нас тут и Башлачев работал - тот, который вообще ни к
какой работе не приспособлен, - и тот работал. А Витька втянулся очень
быстро. Наверное, уже через месяц. Раньше как было - мы таскали шлак
бачками. Накладываешь полный бачок шлака, несешь его двумя руками. А у
Витьки уже какой-то профессионализм появился: два бачка, в каждой руке по
бачку. Раньше шел - ноги подгибались, а потом смотрювсе нормально. У него
даже грудная клетка после работы в котельной стала шире, я заметил. И
чувствовал он себя здесь отлично - как рыба в воде. Потому что, когда я
работал здесь, то все контакты начальства были только со мной. Я ни к кому
никогда никого не подпускал. Масса была всяких конфликтов, которые
приходились только на меня. То есть остальные в этом просто не
участвовали. К тому же была очень хорошая прикрышка - зам. управляющего, -
он и сейчас там работает, - с которым я очень быстро вошел в хороший
контакт и сказал ему, что мне не нужны коменданты и прочие начальники. Все
претензии - ко мне. Кочегаров не надо трогать. В общем, в какой-то момент
у нас сложилась хорошая команда. Вон там объявление висит: "Осенняя
Камчатка". Ну, а потом уже началось: сначала он уехал на съемки "Ассы",
довольно долго его не было. Потом вернулся, некоторое время еще поработал
и уволился.
У нас было восемь человек - чисто формально: четыре
кочегара и четыре зольщика. По два человека на смену. Но на самом деле мы
работали поодиночке - сутки через семеро. А график - как кому удобно.
Всегда можно договориться, кто кого подменит. До сих пор здесь работает
Витя Бондарик из АУКЦЫОНА. Потому что удобно. Зарплата достаточно смешная.
У кочегаров - 95 рублей, у зольщиков - 70. Для того, чтобы было
равномерно, мы придумали такую систему: в конце месяца мы все деньги
складываем, а потом раскладываем по сменам. Кто работает много, тот и
получает много.
Когда начинали ребята: Цой, Фирсов, Задерий, еще
кто-то, - мы менялись в девять утра, было очень неудобно. В девять утра
идешь домой, спишь, весь день кувырком... Потом мы начали меняться в
одиннадцать часов вечера. И это было удобно: приходишь со смены - ложишься
спать.
Единственно, в последний момент нам все-таки сунули двух левых
людей. Получилось, что не все, с кем мы договаривались, пришли, от кого-то
пришлось отказаться - например от Шевчука в свое время. По двум причинам:
во-первых, у него был некоторый конфликт с Цоем. Но это была не главная
причина, потому что можно было так сделать, чтобы они в котельной вообще
не встречались. А вторая причина заключалось в том, что когда Шевчук
согласился, пришел его друг Джимми и сказал: "Ты с ума сошел. Он же вместе
с этой лопатой упадет!" Хотя я не думаю, он наверняка смог бы здесь
работать - это не так сложно. Но даже по тем временам две "звезды" в одной
кочегарке - это слишком. Мы не взяли также Игоря Тихомирова, потому что
они с Цоем из одной группы. Если КИНО куда-нибудь уезжало на гастроли,
вшестером работать уже достаточно сложно.
Был свой микроклимат, потому
что здесь прошла масса народу. Например, здесь очень часто бывал Максим
Пашков, с ним Цой в ПАЛАТЕ No 6 играл. Он тогда постоянно показывал Витьке
свои песни, тексты... Но Витя - нигилист по натуре, ему мало что
нравилось. Например, к нему понимание Башлачева пришло только в котельной.
Он до этого его слышал, но не понимал. А вот здесь... Вокруг Сашки вообще
очень много народу роилось. Никто не знает, что он приедет, а народ уже
сбегается со всего города. Саня постоянно пел. Приходит - сразу берет
гитару. Сейчас этой гитары уже нет - она в могиле, кочегарская гитара
Башлачева. Он был человек очень веселый. Он пел куплет своей песни, потом
вставлял куплет Гребенщикова, потом куплет Цоя. И он очень любил их
дразнить. То есть, он переделывал их песни на русский народный манер.
Много было таких переделанных песен: "Бездельник" цоевский совершенно на
другой мотив... Мы пытались здесь писать, магнитофон был, но не
получалось. Потому что здесь очень много звуковых помех - моторы
работают.
Когда режиссер Алексей Учитель пришел сюда, здесь сидели
Марьяна, я и Витька. Мы очень долго с ним разговаривали, долго объясняли,
но, в принципе, я считаю, что его фильм не удался. Он не о том снимал и не
за тем. Он так и не понял ничего, несмотря на то, что его протащили через
все тусовки, через все дела - он так ничего и не понял. Он до сих пор
ничего не понимает. И фильм получился не о роке, а о том, что ребята-то
все нормальные, у них же дети есть! Ну что это такое?! Как в зверинце.
Фильм для идиотов. Так же, как и "Взломщик". Его до сих пор на ура
принимают в провинции, а фильм-то просто идиотический. Из такой бездны
киноматериалов сляпать такой абсурд! Там же такие были кадры
потрясающие!..
Учитель сделал очень хороший ход - он взял Марьяну
администратором в этот фильм. Только благодаря этому фильм вообще
состоялся. Я не верю, что Учитель так вписался бы во все тусовки, если бы
не Марьяна. Ей просто понравилась эта идея, и она решила ему помочь. Я
считаю, что в этом фильме Маниной заслуги гораздо больше, и Димы Масса,
чем Учителя. Тут такие куски были сняты, которые потом не вошли! Как Цой с
Башлачевым на одной гитаре играют - веселые такие. А это все вырезали,
оставили какие-то дебильно-романтические сцены, особенно с Цоем. Все это
гораздо веслеее было.
Песни здесь пели - это факт. Но возникали ли они
у Цоя именно здесь?.. У него голова постоянно работала. Он уезжал в
Москву, возвращался, здесь сидели ночами - естественно, что-то
возникало... А песен он показывал довольно много. "Следи за собой" впервые
я услышал здесь. Еще эту: "мы ждали лета, пришла зима..." У него была
песня "Я хочу быть кочегаром", но он наотрез отказался ее здесь петь. Она
несколько раз звучала в акустике, но в кочегарке он ее так и не спел.
-
Здесь были абсолютно голые стены, украшать их начал именно Витька.
Картинку с Брюсом Ли он принес, потом - "Комиссары перестройки".
С
ментами здесь было очень просто. Менты сюда не заходили. Котельная, скорее
всего, была под колпаком КГБ, и гебисты просто запрещали ментам сюда
ходить. Был такой период когда они очень резко начали появляться, а потом
у меня была встреча с одним кэгэбэшником... Знаете, раньше всех вызывали в
кофейню, там беседовали... Я ему сказал про ментов, он почему-то очень
разозлился и сказал: "Никаких ментов больше не будет".
Последние годы
Витя не заходил сюда. У него было желание, но к этому времени уже сильно
изменился состав. И почти все "старики" уволились. Последним из нашей
компании уволился Фирсов.
Сейчас здесь работает из ДУРНОГО ВЛИЯНИЯ -
Дима Петров, а начальствует Андрюша Мошнин. Я его очень долго тащил сюда.
Парень работал на стройке, но поскольку характер стихийный, как у всех, -
на стройке он не пришелся. Его несколько раз увольняли по разным поводам,
и в конце концов я его вытащил сюда, и вот он здесь сейчас главный. "Новый
Начальник", как его окрестил Джордж. Ну, он уже тогда писал
песенки...
В свое время это был элемент подполья, андеграунда. А сейчас
для многих людей это просто вынужденное место работы. С одной стороны,
здесь уже есть какая-то традиция - для музыкантов это удобно. Они приходят
не на пустое место, а знают, что здесь уже есть специфика отношений. А
прежнего значения она уже не имеет. Правда, сейчас она превращается в
место паломничества.
Анатолий Соколков