Я не верю, что он сделал все, что мог...
- ... Однажды я в очередной раз пришла по делам в студию Тропилло. Мы с
приятельницей еще только шли по коридору, когда я услышала то самое,
ставшее потом знаменитым: "Время есть, а денег нет". Это, конечно, все
банальные вещи - что буквально с первых звуков... Может, и не с первых
звуков, но интерес у меня возник еще до того, как я вошла в студию. Потому
что все, что я слышала прежде, кроме, пожалуй, Бориса Борисовича, было
ужасно слабо и беспомощно. А тут вдруг что-то свежее и любопытное.
В
студии я увидела двоих незнакомых молодых людей. Один из них, странноватой
экзотической внешности, был мне представлен как Цой. Второй, как потом я
узнала, был Рыба - они тогда вместе играли. Собственно, это и было первое
знакомство. Это даже знакомством назвать трудно, просто мне его
показали.
После этого мы иногда где-то пересекались, но не общались.
Хорошо помню Цоя на десятилетии АКВАРИУМА, которое проходило в общежитии
Кораблестроительного института. Там я впервые их увидела вместе с
Марьяной. Я тогда еще очень удивилась: такая большая белая женщина (у нее
еще волосы были высветлены) и черный худенький Цой. К тому времени я
слышала уже довольно много его песен. Цой, конечно, сильно выделялся на
общем фоне, хотя я не могу с уверенностью сказать, что тогда воспринимала
его как человека с явным потенциалом.
Всерьез я к нему стала относиться
только после "Камчатки". Меня очень удивил этот альбом, особенно то, что
его сделал такой еще очень молодой человек. Я до сих пор считаю, что это
самый петербургский альбом в истории нашей отечественной рок-музыки. И
никто, наверное, меня в этом никогда не разубедит.
Ну а потом, когда я
стала работать в рок-клубе, мы, конечно, стали чаще общаться. Я занималась
литовкой текстов, и мне приходилось читать их сразу, как только они
создавались. И тут с Цоем, наверное, было проще всего, потому что он не то
чтобы сразу на все соглашался, но у него не было такого революционного
задора, как у Борзыкина, когда любой ценой надо этот текст залитовать,
добиться, встать на уши. Цой к этому не прикладывал никогда никаких
усилий, не уговаривал, не убеждал, не упрашивал. Наверно, поэтому все
получалось само собой. И не потому что тексты у него были менее
революционными, чем у Борзыкина. Скажем, то, с чем он выступил на
фестивале в ДК "Невский", по социальной значимости, о которой тогда все
любили говорить, было ничуть не слабее.
Именно за это выступление
партийные люди и назвали Цоя фашистом. Тогда рок-клуб курировала такая
девица лет двадцати пяти, но уже с клеймом члена КПСС на лице. Работала
она в Куйбышевском райкоме партии. После выступления КИНО она пришла и
сказала: "Вы видели, как он стоит на сцене? Он же фашист!" Дело было,
конечно, не в том, как он стоял, а в том, что он пел. Тогда были "Дальше
действовать будем мы", "Перемены", которые он потом долго не исполнял,
потому что обещал Соловьеву дождаться выхода фильма.
По-моему, Кинчев
первым принес мне текст, который был посвящен со- бытиям не то в
Филадельфии, не то в Сан-Франциско. И я тогда поняла, что вот такие
варианты с названиями, относящимися к какой угодно стране, только не к
нашей, - это хоть и слабое, но прикрытие. Все, конечно, на виду, но тут
можно, грубо говоря, и словчить. Мне приходилось и на такие вещи идти.
Поэтому когда Цой мне принес "Анархию", я ему сказала: "Ну ты сам-то
понимаешь?.. Может пародией назовем?" А он говорит: "Мне абсолютно все
равно, как будут называться мои песни, даже если это будет где-то
опубликовано. Главное, чтобы я их пел". Я тогда так поразилась. Это был
как раз тот момент, который отличал его от других. У него не было никогда
цепляния за какую-то букву, ему важно было выйти на сцену и спеть.
С
другой стороны, был еще такой эпизод, который потом буквально повторяется
в фильме "Рок", почему я и думаю, что у Учителя он го- ворит абсолютно
искренне. Тем более что разговор этот у нас был задолго до съемок. На дне
рождения у Борьки он сам ко мне подсел и стал говорить, что не знает,
нужно ли кому-нибудь то, что он пишет. Для него как раз более значимо было
то, что он в своей кочегарке кидает уголь и точно знает, что людям от
этого тепло. "А песни, - сказал он, - я не могу их не петь, но я не
уверен, что они кому- нибудь нужны".
И все же, я думаю, что это был
чисто внешний момент, потому что хорошо помню другую историю. В те годы,
для того чтобы группа могла выехать куда-то на выступление, нужны были
тысячи разрешений. И в конце концов додумались еще и до того, чтобы
требовать разрешение на выезд от Министерства культуры из Москвы. КИНО,
АЛИСА и еще кто-то собирались ехать на итоговый концерт Московской
рок-лабаратории, первый год она тогда существовала. Весь день они ждали
разрешение из Москвы, но и к вечеру никакой телеграммы не было. Наталья
Веселова говорит: "Все. Никто не едет. Я не собираюсь брать на себя такую
ответственность". Ну и Анна Александровна, директор ЛМДСТ, сказала, что ни
в коем случае никого не выпустит. И Цой, который всегда мне казался -
скала, Восток, полная непроницаемость и полная индифферентность, - с ним
буквально истерика началась. Слезы градом и вопль: "Почему я все время
должен вот это терпеть?!" Я от него такого меньше всего ожидала. Так что
при всем внешнем наплевательстве: дадут спеть - спою, а не дадут - не
спою, - для него это было очень серьезно.
В рок-среде все очень любят
кости друг другу помыть, так вот в Цое мне всегда нравилось отсутствие вот
этой недоброты по отношению к своим собратьям. Я помню, на каком-то
фестивале той же рок-лаборатории, после всей их московской тягомотины - не
понравились они мне, кроме ЗВУКОВ МУ, - выступало КИНО. И как будто
форточку распахнули в душной комнате - так здорово и мощно они отыграли.
После выступления мы вышли с Цоем покурить, и я ему сказала об этом. Он
ответил: "А вот как сейчас все наши пойдут!.." У него было не внешнее, а
идущее из глубины души - очень доброе отношение к своим. Даже если ему
что-то не нравилось, а я уверена, что Цою у того же Бориса не все
нравилось, но чувство благодарности к нему всегда перевешивало. Или в
общении с Костей Кинчевым. Меня всегда поражало, как они оба дрейфили,
когда пели друг другу свои песни - как перед выходом на огромный зал. При
этом зависти никакой и в помине не было.
Вообще, Цой был одним из моих
любимцев. Пока я работала в рок- клубе, я всегда старалась не выказывать
своих пристрастий - это было запрещено. Там все должны быть одинаково
любимыми. Но он входил в число тех немногих, кто вызывал симпатию каждой
своей работой. Даже такие, на первый взгляд пустячки, как "Это не любовь",
мне все равно нравились тем ироничным отношением к самому себе, которое
там все время проглядывает. Я очень боюсь людей, которые принимают себя
слишком всерьез. Это рано или поздно плохо заканчивается и для них, и для
тех, кто с ними связан. А у Вити этого не было. Но "Группа крови", "Звезда
по имени Солнце" и, конечно, "Начальник Камчатки" - это мои самые любимые
альбомы. И последний - не потому что он последний, а потому что там очень
много серьезных вещей, и Цой в нем раскрывается совершенно по-новому. Он
там какой-то не восточный, я бы сказала. Очень русский получился альбом, с
какими-то даже фольклорными мотивами. Поэтому я не верю в то, что он
сделал все, что мог. Даже по этому последнему альбому чувствуется, что тут
только что-то началось - совсем другое, новое. Оно еще даже не раскручено,
только наметки, отдельные моменты, из которых мог вырасти совсем другой
стиль.
Последние годы Витя много надежд связывал с кино. Как-то еще в
клубе, за кофе, у нас зашел об этом разговор. Он тогда жутко ругал
Соловьева, говорил, что тот ничего не смог сделать из такого
благодатнейшего материала. У меня, честно говоря, тогда мелькнула мысль,
что этот благодатнейший материал - Африка и он. Цой рассказывал, что
снимается в новом фильме, у Рашида Нугманова, и там все будет по-другому,
глубоко и серьезно. Но когда он мне, с трудом подбирая слова, пересказал
содержание будущего фильма, я, честно говоря, подумала, что ничего
серьезного там не будет. Туфта какая- то: несчастная девочка, наркотики...
Цой очень гордился своей работой в "Игле" и в какой-то момент осознал себя
именно актером. Он хотел и впредь заниматься кино.
Я в его смерть сразу
поверила. Даже как будто почувствовала ее. Пятнадцатого августа с утра в
голове одна "Группа крови" вертелась. Просто кошмар. А еще я на даче
цветочки разные сажаю, и мне на рынке вместо белых лилий в том году
подсунули какую-то дрянь. Выросло Бог знает что. Пятнадцатого утром вышла
в садик, и мне просто по глазам ударило: на одном из этих кустов
распустились два цветка - ядовито-желтые с черными пятнами, очень
красивые. Почему-то сразу вспомнился фестиваль восемьдесят четвертого года
и Цой. Он тогда выступал в желтой куртке с такими крыльями - "Фильмы" как
раз пел. То есть просто имя "Цой" в мозгу зажглось. А потом мне отец
сказал, что он погиб. Отец у меня все время радио слушает. Можно к этому
относиться как к мистике, но такого со мной никогда не было.
Кстати, о
желтом цвете. В день похорон мы с мужем Валентином везде искали розы. Мне
почему-то именно их хотелось принести. Потом Марьяна сказала, что розы
были единственными цветами, которые любил Цой. А сама она, как выяснилось,
все утро искала желтые цветы. Я тогда внутренне вздрогнула и спросила,
почему именно желтые? Оказалось, что у Вити было совершенно фантастическое
пристрастие к желтому цвету. Марьяна сказала, что на Востоке - это символ
вечности, и Цой очень любил желтые свитера, шарфики, цветы, все что
угодно.
Много позже он мне приснился. Будто какая-то компания сидит, и
Цой пришел. Я к нему стала приставать с вопросами: как там? А он сидел
молча и только улыбался как-то очень светло. И был он такой, каким
навсегда остался в моей памяти: в длинном черном пальто, в желтом свитере,
который ему Марьяна связала, черных штанах и желтом шарфике...
У нас
почему-то принято считать, что если человек рано уходит... Как Шукшин
сказал о Есенине в одном из рассказов: мало пожил, но прожил ровно с
песню. Не знаю. Дело даже не в том, что Цой погиб очень молодым человеком.
Я считаю, что у него еще был очень большой творческий запас. Поэтому мне
кажется, что это самая печальная и трагическая ошибка кого-то там, кто над
нами.
Нина Барановская