Если не он, то кто?..
- ... Мы с Цоем встретились в городской художественной школе на канале
Грибоедова. Тогда мы все хотели стать художниками, считали себя молодыми
талантами. В результате стали кем угодно, только не
художниками.
Набирали в эту школу в пятом классе, и мы оказались в
одной группе. Нам тогда лет 11-12 было. Первое время мы с Витькой совсем
не дружили. Вся группа быстро разделилась на компании, которые либо
исподтишка издевались друг над другом, либо просто дрались - обычные
мальчишеские дела. И Витя сначала был в другой группировке. Потом мы стали
чуть постарше, драться уже стало не так интересно, и у нас возникло новое
увлечение. Стало очень модным носить значки с фотографиями рок-звезд.
Таких значков тогда было практически не достать, поэтому вся группа носила
их по очереди. Последнее время я часто об этом вспоминаю, когда вижу в
метро каких-нибудь тинэйджеров с Витькиными фотографиями на значках. Как
странно все вышло...
Сам я лет с семи на гитаре играю. Так получилось,
что все знакомые мальчишки что-то лабали на гитарах, и отец у меня
немножко умел. Так что я с первого класса начал осваивать инструмент. А
лет в двенадцать у меня просто бзик появился. Мне тогда отец давал слушать
Элвиса Пресли, БИТЛЗ, Джонни Холидея. И настолько это меня зацепило, что я
даже начал какие-то песни на английском языке писать, благо я в английской
школе учился. На этом мы с Витькой и сошлись.
Я не помню сейчас, как
это все произошло, но потихонечку мы начали играть вместе. Лет в
тринадцать. Вернее, играть-то сначала не получалось, потому что он совсем
еще не умел, и мне приходилось все показывать. У меня тогда было несколько
гитар, но все какие-то разбитые, старые. У Витьки тоже, по-моему, была
гитара. И это занятие нам нравилось куда больше, чем наше рисование, так
что в конце концов мы погрузились только в музыку. Нашелся еще человек,
который стал с нами играть, и у нас образовалась целая группа - с
ударником, который бил в пионерский барабан. Потом с большим трудом мы
купили в комиссионном магазине бас-гитару за сорок рублей. Ее мы вручили
Вите, поскольку учиться играть на ней легче - всего четыре струны. Так и
распределились роли в группе: я играл на шестиструнке, Витя - на басу и
барабанщик с пионерским барабаном. Тогда группа еще никак не называлась.
Название ПАЛАТА No 6 возникло позже, когда мы стали постарше и как-то
определили свой стиль. К тому времени мы уже хорошо знали хард-рок, и
кумиром нашим была группа BLACK SABBAT. Мы пытались работать под них,
точнее, у них учиться. Проводили массу времени, снимая с магнитофона все
возможные гитарные пассажи. Барабанщики у нас все время менялись, тем не
менее играли мы всегда втроем.
Тем временем я незаметно закончил
художественную школу, и вместе проводили уже практически круглые сутки -
либо у него, либо у меня. И все мысли наши были заняты только музыкой. Мы
с юношеским максимализмом считали, что только на Западе сейчас умеют
играть, а здесь ничего подобного нет. Но энтузиазма было полно, и мы все
время старались придумать какую-то свою музыку, ни на кого не
похожую.
Я тогда доучивался в десятом классе, а Витя поступил в
Серовское училище - все еще думал, что станет художником. У них в училище
была кое-какая аппаратура, и мы продолжили уже играть там, на тяжелом
звуке, чего раньше не доводилось. Прежде мы сидели с акустическими
гитарками и сочиняли хардовые темы. В Серовке мы смогли играть так, как
нам хотелось - там были электрические инструменты. Играли на их вечерах,
на танцах. В Серовке нашли и барабанщика - Толика Смирнова - он по тем
временам считался одним из лучших. Вообще мы для нашего возраста играли
очень неплохо, поскольку все время занимались только этим. На вечерах
исполняли какие-то классические вещи из DEEP PURPLE, BLACK SABBAT, свою
музыку. Что-то сочинял я, что-то - вдвоем с Витей. Но в основном тексты и
музыку писал я, а Витя очень помогал с аранжировками. У него с детства
просто отличный вкус. Он выдавал очень интересные пассажи на гитаре. Но
первое время очень стеснялся петь. Правда, в некоторых местах он мне
подпевал, но очень робко. Сейчас это может показаться странным, но, в
принципе, многие подростки стесняются петь. Может, время его тогда еще не
пришло, или я как-то мешал, потому что я изначально был лидером в нашей
группе, а он всегда держался второго места. Хотя, конечно, мы работали
вместе. Были и очень удачные совместные вещи, которые я и сейчас иногда
исполняю.
К тому времени дышать стало поспокойнее, мы увидели какую-то
перспективу, возможность делать музыку для своих. Появились какие-то
группы, которые пели на русском, и довольно удачно. "Аквариумская" волна
позже пошла. Мы тоже стали писать на русском, хотя оставались
приверженцами тяжелого, черного рока. В результате мы все-таки записали
альбом у меня дома в жутких условиях. Я уже не помню, как он назывался, но
что-то было мудреное - типа "Слонолуние". Записали мы его так, что
бас-гитара с частью барабанов оказалась на одной дорожке, а гитара с
голосом и тарелки - на другой. Можно было по отдельности слушать. Такое
вот "стерео" получилось, но все равно мы тогда были очень довольны. У меня
на бобине сохранилась эта запись. Сейчас ее слушать трудно, она
представляет интерес только в плане какой-то истории, а воспринимать ее
вчистую как музыку - просто забавно. Тут на днях у меня оказался под рукой
бобинник, я ее послушал еще раз. Выпил водки, немножко пустил слезу -
только для этого и стоит хранить. Витя там в основном на бас-гитаре
играет, хотя записывал и еще какие-то гитары, и подпевает в некоторых
местах.
Тогда у нас этот альбом даже кто-то переписывал, но теперь,
конечно, все затерто, да и качество там - сами понимаете. Так что он
теперь существует в единственном экземпляре. По-моему, мы больше ничего
так и не записали.
В местных панковско-хипповских кругах нас тогда уже
знали. Мы вообще дружили с панками, хотя в общем были далеки от них. Мы
никогда не играли панк-рок, но все окружение в то время было сугубо
панковским. Витя всегда был очень скромен в прическах и проявлениях. Даже
не то что скромен, он был гораздо консервативнее всей остальной компании,
и в наших "забавах" никогда не шел до конца. Наверно, это шло от какой-то
его внутренней застенчивости. Потом из этого он выработал ту
интеллигентность поведения на сцене, которая так отличала его от
большинства ленинградских рокеров. В нем никогда не было
разнузданности.
А что касается нашего тогдашнего окружения - то это
была компания Свиньи, причем тусовались мы там очень долго и плотно.
Компания, действительно, была свинская и, конечно, мы все были не подарки.
Совершенно жуткие люди, склонные к тому же ко всяческим допингам. И, в
общем, в отношении к допингам мы с Виктором тоже очень хорошо друг друга
находили. Здесь у нас разногласий не бывало. Часто приходилось удирать от
милиции. Витя как-то сломал ногу, спрыгивая с подземного перехода на
Гостином Дворе. Я был уже не в состоянии заметить, что меня берут под
руки, а он шустро спрыгнул с самого верха перехода и со сломанной ногой
каким-то образом добрался к себе до парка Победы. На следующий день он
появился в нашей компании уже с палочкой, что доставляло нам море
радости.
Все рокерские тусовки базировались обычно в Купчине -
почему-то именно там жило большинство знаменитых людей - туда с
Московского проспекта шел всегда переполненный транспорт. Конечно, влезали
все, кроме Вити, которому со сломанной ногой и палочкой было не войти. Мы
махали ему из автобуса, а он стоял такой грустный.
Вообще, про Витину
способность падать на ровном месте ходили просто легенды. Это была
комедия. Мы идем, о чем-то разговариваем - раз! А где Цой? Цой лежит. Мы
начинаем обследовать место - совершенно ровный асфальт. Как он умудрялся
так падать - непонятно. Но самое смешное было, когда он упал на
эскалаторе. Мы с ним торопились в баню, по-моему, бежали вниз по
эскалатору и что-то жуткими козлетонами пели из Градского на все метро.
Витька бежал впереди в длинном кожаном пальто - он очень любил такие. Я
придумал какую-то очередную хохму и говорю: "Слушай, Витька!" Он
поворачивается ко мне, я вижу, как лицо его мгновенно краснеет, и он
падает головой вниз. Пальто распахивается, старые вельветовые джинсы
лопаются и оттуда вываливаются красные трусы - в общем, наворот как у
Ришара или Луи де Фюнеса. У меня начинается дикий приступ смеха, я ничего
не могу сделать. Женщины вокруг кричат: "Помогите другу! Что вы
смеетесь?!" А он лежит ногами вверх.
Эти истории с падениями его
преследовали постоянно, что-то с ногами, наверно, у Цоя было не в порядке.
Он умудрялся проваливаться в лужи, едва затянутые льдом, которые все
видели и обходили, а он обязательно вступал и промачивал ноги. В этом была
даже какая-то одухотворенность, что-то от витания за облаками. Хотя я не
могу сказать, чтобы он отличался особенной мечтательностью. Вообще Витя
был достаточно обыкновенным человеком, не обращающим на себя внимания
какой-то оригинальностью.
Пожалуй, из той нашей компании его выделяла
только застенчивость. Особенно он не любил разговаривать с людьми много
старше его, в возрасте родителей. Тут он сразу сжимался и замолкал.
Видимо, ему нужно было знать заранее, что человек его понимает, и он может
говорить с ним на каком-то своем языке. Если он чувствовал, что этот язык
еще надо будет найти - для него это было сложно.
Наша жизнь в то время
представляла собой постоянные поиски какого-то праздника. Это было наше
общее свойство - нам всем было очень скучно. Очень хотелось безумного
перманентного праздника. Витя все время этим маялся, для него это была
особая тема. Впрочем, и для меня тоже. Он ведь, вначале особенно, писал
абсолютно конфетные вещи. И одна из первых его песен "Время есть, а денег
нет, и в гости некуда пойти" - это боль. Куда пойти в гости и будет ли там
весело? Чем заняться? Играть до одури на гитарах - вот, в общем, все, чем
мы жили. Отсюда допинги, пьянство и все остальное.
Родители - и у него,
и у меня - были достаточно лояльные люди, чтобы нам ничего не запрещать.
Но к нашей музыке относились, конечно, как к детскому лепету, как к
болезни роста. Это естественно, потому что их поколение было воспитано на
том, что жить надо, не высовываясь и держась в общей колее. Много
разговоров было по поводу того, что у нас все равно ничего не выйдет и
надо найти какой-то легальный путь.
Но время было такое, что путь стал
пока еще очень медленно, но открываться. Уже можно было на что-то
рассчитывать. И тут у нас с Цоем пути стали расходиться. Витя оказался
менее разбросанным, чем я. Он очень целеустремленно пошел вперед и
занимался уже только музыкой. А я сдался в какой-то момент и нашел для
себя более официальный путь в жизни, способ существовать с дипломом. Хотя
сейчас я понимаю, что это не так важно, как казалось тогда, и, наверно, не
так надо было.
Я хорошо помню, как Витя мне, очень стесняясь, показал
свою первую песню. Мы уже не играли вместе. Я поступил в театральный, но
мы еще продолжали довольно часто встречаться. Я не помню, почему мы
перестали играть, мы не ссорились. С ним вообще очень трудно было
поссориться. Он был очень приятным человеком, без каких-то амбиций и с
мягким характером. Мы тогда собрались у кого-то на хате. Выпивали, как
обычно. И тут Цой рискнул мне сказать, чем он один занимается. Ну давай,
говорю, спой. И он, жутко смущаясь, спел "Мои друзья всегда идут по жизни
маршем". Мне песня сразу понравилась. А потом я услышал целую серию его
песен, и все они совершенно отличались от того, что мы делали вместе.
Тогда уже пошла "новая волна", совсем другая стилистика и он начал
работать в ней. Тяжелый рок ушел от нас. Я тоже очень сочувствовал "новой
волне", и мне очень нравились все его вещи.
Потом я приходил к ним,
когда они уже были втроем - Цой, Рыбин и барабанщик Олег по кличке
"Базис". Они тогда еще не знали как назваться. Сидели на квартире у
барабанщика и репетировали Витины песни. Цой играл на акустической гитаре.
Рыбин подыгрывал на электрогитаре, а Олег - на каких-то маленьких бонгах.
Вообще-то он был тяжелым барабанщиком, играл на установке, но для своей
новой группы они избрали такой камерный стиль, под Марка Болана. Не знаю
почему, но бас-гитары в этой группе не оказалось. Наверно, Вите захотелось
чего-то нового, ведь в ПАЛАТЕ No 6 он постоянно играл на басу. Они тогда
все думали о записи альбома. Но "45" я услышал уже много позже.
Мы
стали видеться все реже. Я заканчивал театральный, параллельно у меня
возникали какие-то музыкальные проекты. Перед самой армией даже немножко с
Каспаряном поиграл - с Витиной подачи. У меня тогда накопилось много
материала, хотел записать альбом, и Юра мне помогал. Так что я их всех
достаточно близко знал.
Из армии я вернулся в восемьдесят шестом, и
что-то опять меня к музыке потянуло. У меня все время идут такие возвраты,
видимо, театр меня до конца не удовлетворяет. Поэтому я и стараюсь в нем
экспериментировать, пытаюсь приблизить его к року. Материала у меня было
полно, хотелось его записать, но я не знал как и с кем. С рок-клубом мне
связываться не хотелось, потому что там уже сложилась своя тусовка, или,
как говорят в театральном мире, - мафия, которая не очень- то жалует людей
со стороны. Я тогда обратился к Вите, потому что он был уже в определенном
статусе и мог мне помочь. Мы встретились и он мне сказал тогда: "Ты все не
то сделал. Видишь, я знаменитый какой? Надо было тебе не ходить в
театральный институт, не служить в армии, а заниматься только музыкой - в
тот период когда на нее был еще голод." Теперь я тоже понимаю, что не в
дипломах дело, но тогда голова была забита всякой ерундой, надо было
как-то существовать, а тут тупики кругом... Хотя о чем тут жалеть! Можно
только пожалеть о двух годах, потерянных в армии, да и то из-эа
собственной лени. Просто не хотелось резать себе вены, инсценировать
выбрасывание из окна...
Они тогда пытались мне как-то помочь, но из
этого тоже ничего не вышло. Да и я понял, что Вите не до меня, что он уже
ушел очень далеко. У КИНО уже было имя, гастроли, известность. Мне тоже не
хотелось навязываться, выступать в качестве просителя. У меня даже
какой-то комплекс возник. Мне казалось, что если я буду ему звонить, то он
непременно подумает, что я хочу у него попросить какую-нибудь портостудию
или что-нибудь в этом роде. И последнее время мы виделись очень редко.
Так, какими-то наездами, наплывами - если я мимо его кочегарки
проходил.
У меня иногда возникает такая парадоксальная мысль, что вот
эта колея Витина, которая и привела его к искомому результату, возникла во
многом благодаря тому, что он был очень ленивым человеком. В той нашей
компании даже шутка такая была, что трудно найти кого-то ленивее Цоя.
Может, это была какая-то внутренняя сосредоточенность, но он часами мог
валяться на диване, очень долго не выходить из дома. У него совершенно
отсутствовали пробивные качества. Витька производил впечатление жутко
застенчивого и непробивного человека. Вот говорят, чтобы чего-то добиться,
нужно быть администратором своего таланта. У Вити не было такого таланта.
Насколько я помню, сам он никогда не мог о чем-то договориться, куда-то
себя продать, создать рекламу. Наверно, жизнь его потом изменила или так
на него Марьяна повлияла, потому что когда я встречался с ним уже
взрослым, в апогее славы, то, наоборот, у него было очень много
уверенности в себе. Тут, что называется, "короля играют придворные".
Человек поверил в себя, потому что в него поверили другие. Вся обстановка
вокруг Цоя давала ему силы и уверенность в себе. Он психологически
изменился. Это очень интересная метаморфоза.
Я уже говорил, что мы
практически перестали встречаться, но записи КИНО до меня доходили
регулярно. Я слушал и понимал, что мне все это очень нравится. Что-то
меньше, что-то больше, но я считаю, что это была одна из самых интересных
групп не только в Ленинграде, но и в стране. Здесь чувствовалась личность
- не только Виктора Цоя, но всей группы КИНО - они все достаточно
своеобразные музыканты со своим не похожим ни на кого стилем. Тогда их
многие активно ругали, и я всегда отстаивал эту группу. Это сейчас люди
лучше промолчат. Многие, например, говорили, что КИНО играет примитивно.
Но суть же не в этом, а в том, что ребята нашли свою эстетику, совершенно
определенную, характерную. И потом, их музыка просто приятна для уха.
Примитивно это или нет - в конечном итоге мне все равно. Но, кроме того, я
еще знаю, что это и не примитивно. Так могут говорить только люди, не
очень хорошо разбирающиеся в музыке. Их стиль, скорее, можно назвать
аскетичным. И этот принцип аскетизма они поставили в фундамент. Говорили
еще, что все песни КИНО на один мотив. Это тоже не так. У каждого
композитора есть свой гармонический мир, в котором он существует,
отображая его с разных сторон. А что, Моцарт - разве он не весь
одинаковый? Если подходить с этой позиции - одинаковый. А Высоцкий? Или
ему надо было одну песню петь, как Высоцкий, а другую - как Утесов?.. Меня
тогда многие на подобные разговоры провоцировали, зная о моей прежней
дружбе с Витей.
Но КИНО уже не очень-то надо было защищать - они были
на вершине славы. Они выработали свой имидж, да и фильмы с участием Цоя
тут немалую роль сыграли.
Для меня всегда было загадкой, почему на
гребень успеха взлетает та или иная звезда. Хотя Витя мне говорил, что все
это ерунда, и очень просто все просчитать и понять конъюнктуру в данный
момент. Что во всей культуре существуют определенные дыры, которые надо
затыкать, на них работать и делать звезду. Нужно только почувствовать,
найти это место и все. "Теперь я все это знаю," - сказал он мне тогда. Но
в тот момент он уже добился всего, чего хотел, и ему легко было
теоретизировать. А каких-то конкретных экспериментов он на моих глазах не
проводил. Может, он и прав, а с другой стороны, я думаю так: все равно
тинэйджерам нужны какие-то кумиры. И я смотрю, кто у нас есть, кого бы
выбрал я. И понимаю, что тоже выбрал бы именно такого героя, как Цой. Так
что во всем этом есть какая-то правда.
Ведь если не он, то кто?
Максим Пашков